• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стартует второй поток программы «Личный бренд и личная стратегия»

«Личный бренд и личная стратегия» – одна из самых молодых программ Центра, которая появилась в портфеле Центра развития компетенций в маркетинге весной 2022 года. Мы взяли интервью у руководителя программы, эксперта по идеологиям и стратегиям, психолога Антона Буланова

- Антон, Вы провели первый «премьерный» поток весной 2022. Как бы Вы описали портрет Вашего слушателя? Какие запросы были у Ваших студентов в это сложное время?

- С точки зрения стратегов и стратегии не бывает сложного или простого времени. Периоды общественного развития сменяют друг друга циклически, в любом периоде есть свои жизненные задачи. Кроме того, для стратега не должно быть (хотя бы в теории) неожиданных событий – в каких-то сценариях предусмотреть можно практически все. «Толстые хвосты», «черные лебеди», на что бы вы ни опирались, для стратега любое время – рабочий материал.

Что касается слушателей, то это, прежде всего, те, кто понимают, что главный капитал, который у человека есть – это он сам. Развивая себя, осознанно выстраивая свою жизненную траекторию, можно с уверенностью встречать любые времена.

- Есть 2 типа людей. Один в трудной ситуации и психологической нестабильности пойдет к психологу, а другой – на курсы психологии, чтобы самому разобраться в природе процесса и помочь себе самому. Кто Ваш слушатель? Может быть, есть третий вариант?

- В трудной ситуации поздно бежать к психологу или на курсы психологии. Хотя, соглашусь, такое реактивное поведение – самое распространенное. Человек, который стратегически мыслит, идет к психологу не тогда, когда все плохо, а тогда, когда все хорошо. Например, потому, что стратег знает, что «тучные» годы всегда сменяются кризисными, а кризисы дают рост и тучные годы. Вопрос всегда в том, насколько уверенно вы «серфите» на этих волнах. А этому не учатся быстро.

- Чем Ваша программа отличается от массы других образовательных курсов про личный/персональный бренд?

- Абсолютное большинство подходов к личному бренду и личной стратегии, которые есть на рынке, основываются на том, чтобы установить цели и прорисовать путь к ним, в основном, за счет коммуникационных инструментов. Я исхожу из того, что личный бренд или личная стратегия невозможны без фокуса на личность. Если как личность некто ничего не представляет из себя, он может, конечно, стать звездой ТикТока или какой-нибудь запрещенной соцсети. Но этот успех будет случайным, а не плановым. Ну или плановым, если он основан на (скажем деликатно) демонстрации своих внешних данных. Но для этого не нужно идти в Вышку, можно не тратить время и сразу отправляться к стилисту и фотографу. Учеба на нашем курсе не повлияет на антропометрические данные, но определенно поможет развивать личность, планово и гармонично. А раз так, то вам, с одной стороны, будет что предъявить миру, а с другой стороны, вы будете реализовывать себя и двигаться к счастью.

- Насколько взаимосвязаны личный бренд и личная стратегия? Может ли существовать одно без другого?

- Конечно может. Человек может стать известным и востребованным неожиданно. Иногда, как показывает опыт некоторых публичных персон, даже не приходя в сознание. Со своей стороны, личная стратегия не обязательно должна предполагать построение личного бренда. Зато она может помочь понять, нужен ли для ее реализации личный бренд и, если да, то какой.

- В витрине Центра программа находится сразу в двух разделах – «Психология и поведенческий маркетинг» и «Управление коммуникациями». Чего больше в программе – психологии, маркетинга или коммуникаций?

- Маркетинга в этой программе не так много. Наверное, нужно отметить только маркетинговый принцип, в рамках которого мы вполне можем рассматривать себя как продукт, а окружающий мир – как рынок. Психология, конечно, является основой программы. У меня была задача, с одной стороны, из всего потока психологических и околопсихологических сведений, которые попадают к человеку, выбрать главные и помочь сориентироваться. С другой стороны, было важно не усложнять и найти такую форму подачи материала, к которой слушатели могли бы снова и снова возвращаться, как к справочному материалу и работать с материалом самостоятельно. Поэтому я серьезно "заморочился" и сделал шесть сотен информативных и полезных слайдов, которые, как я надеюсь, будут хорошим приобретением для слушателей.

Коммуникации, конечно, являются важнейшим инструментом реализации личной стратегии. Но, помимо них, в программе есть важные сведениях о стратегиях и стратегировании, брендах и много чего еще.

- Вы также ведете блок «Личная стратегия» в программе «Маркетинг для руководителей». Поделитесь Вашими наблюдениями и мыслями о современном руководителе – сегодня каждый CMO (Chief marketing officer) должен задумываться о личном бренде и личной стратегии? Или это более актуально для тех, кто стоит перед вызовами в карьере, заинтересован в продвижении себя и своих решений внутри компании?

- Современный руководитель (впрочем, любой современный человек) должен задумываться о том, зачем он делает то, что делает, зачем собирается делать что-то, планируя изменения в своей жизни. Индивидуация, реализация своего потенциала в жизни – вот что важно. А уж будете ли вы для этого делать карьеру, будете ли строить свой личный бренд – это уже как раз вопросы, ответ на которые даст ваша личная стратегия.

- Вы являетесь руководителем программы, автором и ключевым спикером курса. Расскажите о своем пути. Как Вы пришли от экспертизы в коммуникациях и идеологии к психологии и личным стратегиям?

- В свое время, принимая решение о том, что мне нужно психологическое образование, я руководствовался тем, что психология нужна для более глубокого понимания коммуникаций. Со временем регулярное повышение квалификации и просто расширение психологических знаний привели меня к пониманию, что психология может быть для меня не просто областью знаний, но и профессией. Поэтому в 2019 году я начал практиковать как психолог, и сегодня это для меня профессионально не менее важно, чем коммуникации, стратегия или брендинг. Психология – это совершенно безграничное поле для приложения своих усилий. Это никогда не может быть скучно, и никогда не может появиться ощущение, что ты знаешь достаточно.

- Что является результатом обучения на курсе? Является ли защита итоговой работы публичной? Нет возникает ли у слушателей на курсе противоречия между «личным» и «публичным»?

- Я бы сказал, что главным результатом курса должна стать определенная внутренняя трансформация. Приходя на курс, слушатели хотели бы получить ответы на некоторые вопросы о себе и своей жизни, наметить направления изменений, получить инструментарий для них. Ответы на эти вопросы даю не я – слушатели сами находят их или понимают, в каком направлении двигаться, чтобы эти ответы найти. Более того, очень часто ответы на свои вопросы нужно искать и можно находить внутри себя. Я же всего лишь проводник, шерпа, собеседник.

В отличие от той же маркетинговой стратегии, личная стратегия не имеет какого-то общепринятого формата. Для кого-то это может быть всего одна фраза, для кого-то - целый текст. Важно, чтобы стратегия была сформулирована, и человек мог ее сформулировать. Конечно, слушатели сами определяют, чем они готовы делиться с коллегами в аудитории, в том числе и на защите своей личной стратегии, а чем готовы делиться со мной лишь индивидуально.

- И последний вопрос: назовите, пожалуйста, для наших читателей Ваши главные жизненные правила?

- Есть универсальные правила, которые работают всегда и везде. Вот топ-6 тех, которые подойдут каждому:

  1. Больше самоиронии. Нельзя относиться к себе слишком серьезно.
  2. Любите одиночество. Только в одиночестве можно размышлять, рефлексировать, оценивать.
  3. Чаще делайте то, чего никогда не делаете. Пробуйте новое и почаще удовлетворяйте свое любопытство.
  4. Всегда и все доделывайте до конца. Не оставляйте незавершенных дел, проектов, отношений.
  5. Учитесь, открывайте себе новые двери. Знания, умения, кругозор – это главное конкурентное преимущество.
  6. Смотрите на Восток, питайтесь мудростью Востока. Их цивилизации стоят на гораздо более прочных основах.

- Спасибо, Антон!

 

Читайте другие интервью серии «Программы Центра развития компетенций в маркетинге: сезон Весна 2023»:

Интервью с руководителем программы ПП «Управление маркетингом» Светланой Соколовой

Интервью с руководителем программы ПП «Бренд-менеджмент» Викторией Алемановой

Интервью с руководителем программы ПК «Внутренний маркетинг и коммуникации» Татьяной Кожевниковой

----------------------------------------------------------------------------------------

Информация о Центре:

Центр развития компетенций в маркетинге ВШБ ВШЭ (до 1.09.2020 - Высшая школа маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ) – проектно-исследовательский центр, который проводит обучение профессионалов прикладным знаниям в области маркетинга, активно исследует рынки, рыночные ниши и потребителей, а также готовит к реализации корпоративные программы для бизнеса. С сентября 2020 года Центр является частью Высшей школы бизнеса ВШЭ.

Центр на практике демонстрирует, как реализовать одну из ключевых задач маркет-менеджмента – найти на рынке точки роста и превратить их в зоны прибыли компании. Уникальный опыт команды преподавателей, действующих практиков, и разработанная Дорожная карта развития специализаций в маркетинге до 2025 года позволяет выпускникам Центра быть востребованными на рынке, достигая профессионального успеха на каждой новой ступеньке карьерной лестницы.

В 2020-21 годах НИУ ВШЭ заняла первое место в рейтинге российских вузов по версии Forbes.