Мир будет фантазийным, кроме четверга (по итогам мероприятия "Новые реалии в маркетинге")
20 сентября в Высшей школе маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ прошла презентация нового направления образовательных программ по нейросемантическому маркетингу. В ней приняли участие Татьяна Комиссарова, декан Школы, Алексей Козуляев, руководитель группы компаний «РуФилмс», Василий Пятин, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии с курсом безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, начальник отдела нейроинтерфейсов и прикладной нейрофизиологии Центра прорывных исследований «Информационные технологии в медицине» СамГМУ, Виктория Алеманова, эксперт Школы, ex-директор по маркетингу «Спортмастер», Павел Торгашин, владелец, директор по развитию компании fistashki.org, Иван Борщевский, руководитель отдела цифровой доступности компании «РуФилмс» и Дмитрий Скворцов, лектор Лектория «Синхронизация».
Современный потребитель находится на границе реального и фантазийного миров. Богатая медиа среда, окружающая его, всеми множествами экранов усугубляет субъективность восприятия происходящего, она поощряет человека на создание сюжетов, чтобы рассказать как можно интереснее то, что он проживает. Более того, аудиторию не интересует правдивость и достоверность истории, гораздо важнее привлекательность «картинки», геймификация процесса потребления, где есть лайко-поощрение за каждый пройденный новый условный уровень.
Объяснение этому находят нейроученные, которые в своих исследованиях установили, что самое большое возбуждение в мозге наблюдаются в той его части, которая отвечает за обработку визуальных образов. Зрение человека позволяет быстрее других оценивает изменения в окружающем мире. Через визуальные образы, генерируемые мозгом, можно распознавать истинные желания потребителя. Более того, можно не только считывать «картинки» потребностей, но и развивать фантазии через обучение молчаливых нейронных сетей, таким образом мы стоим на пороге конструирования новых историй и опыта человека.
«За два года мы прошли огромный путь в развитии компетенций маркетолога. Дизайнер эмоций, клиентского опыта, архитектор синтетических миров и т.д. — скорее всего именно так будут называться профессии, связанные с продвижением через несколько лет. Может показаться, что это футурология, но это изменения, которые заметны уже сейчас. Изменения востребованы и происходят. Компании уже сегодня начинают упираться в стену потребительской «глухоты», которую не под силам решить силами только лишь традиционного маркетинга. Не секрет, что в ближайшие годы многие специализации в маркетинге заменит искусственный интеллект, но мы, как Школа маркетинга, безусловно, думаем о том, как будут зарабатывать наши выпускники. Этот вопрос привел нас к необходимости представить новое направление программ нейросемантического маркетинга», — сообщила Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.
В этом году Школа запускает три новые программы. Две из них — практикоориентированные и одна — концептуальная программа.
1. Маркетинг для потребительских групп с инвалидизацией сенсорных каналов («сенсорных инвалидов»). Программа предлагает методологию и инструменты маркетинга для быстрорастущих групп потребителей с особыми когнитивными потребностями. Процессы передачи и восприятия информации изменились. Если раньше образы использовались для коммуникации с глухими, то сегодня эмодзи, гифки и т.п. стали всеобщими инструментами коммуникаций. Воспринимаемость, доступность и простота информации — непременные условия современной коммуникации.
2. Режиссура в маркетинге как модель управления поведением в различных реальностях.Программа предлагает модель управления поведением в различных реальностях. Когницивистика, нейропсихология — теперь новые ингредиенты в дисциплине маркетинга. Умение формировать сценарии и приемы режиссуры позволяет маркетингу выстраивать желаемый опыт потребления продукта. Соединение внутреннего и внешнего восприятия, идентификация, проблематизация, концептуализация, выстраивание эффективной коммуникации в усложненной реальности.
3. Нейросемантический маркетинг: как собрать модель потребителя из множества реальностей — умение формировать новые потребности и потребительские модели человека, используя аутентичные для человека микросценарии осмысления в разных реальностях.
Отзывы участников:
Бренд-менеджер, маркетолог FMCG компании
«Не очень понятно, насколько близок момент смешения VRи Reallife. Отсюда вопрос — насколько актуальны эти программы для реалий российского рынка. Хотелось бы больше информации о спикерах курсов, так как создается ощущение, что учить нас будут философы, нейрофизиологи. Это ок, но не хватает взгляда на эти идеи сквозь призму маркетинга. Было ощущение, что сегодня вещали эксперты в своих областях, но далекие от маркетинга».
Вероника Зайцева, энерджайзер, который всегда в движении, в процессе развития и непрерывного общения
«Спасибо! Впечатления самые позитивные. Приятно, что ВШЭ в тренде и даже опережает время. Новая реальность уже стала частью нашей жизни, и новая задача маркетинга — использовать новую реальность в своих интересах и в интересах бизнеса».
Елена Манеженкова
«Будучи маркетологом и медиаменеджером, имея психологической образование (даже когда-то почитывала спец.курс «Семантическая диагностика»), все хотела увидеть людей, способных собрать всё это воедино: и новые медиареальности, и маркетинг, включая рекламу, и процессы, происходящие в сознании с точки зрения психологии. Я преклоняюсь перед вами, решившимся собрать это в единый образовательный курс. Удачи! Радостно!»
Мансур Кадилов, reshapeAnalytics — системный и аналитический подход к решению бизнес-задач
«Визионерство в образовании — круто! Хотя разрыв между детектированием, пониманием, влиянием и управлением слишком широк, и вы вряд ли сделаете больше одного качественного шага. Презентация программы, качество материалов, данные доступные о спикерах в Google не дотягивают до целевого уровня. Не хватило нейросемантического опыта ;)»
Ирина Сидорова, маркетолог, отвечаю за разработку мотивационных программ в компании прямых продаж
«Интересно узнать новые тренды в исследовании когнитивных процессов. Определенно нейросемантический маркетинг будет «внедряться» в традиционный. Маркетинг видоизменится. Нужна программа обучения, которая объединит новую реальность (нейросемантику) и традиционные программы обучения в ВШЭ».
Надежда Абушкина, маркетолог в инвестиционном отделе банка
«Очень краткое и воодушевляющее представление программы и курсов. Меня волнует новая реальность и дает новые вызовы. Хочется оставаться в тренде и освоить новые грани профессии».