• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние искусственного интеллекта на маркетинг: перспективы и возможности

Содержание:

  1. Что такое искусственный интеллект
  2. Чем искусственный интеллект полезен маркетингу
  3. Сферы применения ИИ в маркетинге
  4. Использование искусственного интеллекта в маркетинге примеры
  5. Интересные кейсы

Искусственный интеллект стал неотъемлемой частью современного мира, внедряясь активно в различные сферы деятельности. Не обошёл он стороной и цифровой маркетинг. С развитием технологий машинного обучения, анализа данных и автоматизации процессов, влияние искусственного интеллекта на современный маркетинг становится более разнообразным и эффективным.

В данной статье остановимся на применении технологии искусственного интеллекта в маркетинге, трансформации стратегий продвижения товаров и услуг, а также новых возможностях, которые ИИ открывает для бизнеса в условиях быстро меняющегося рынка и потребительских предпочтений. Рассмотрим основные сферы и примеры успешного применения нейросети в маркетинге, позволяющие более точно прогнозировать спрос, улучшать взаимодействие с потребителями и повышать эффективность рекламы и маркетинговых кампаний. 

Надеемся, что данная статья поможет читателям оценить роль интеллектуальных алгоритмов в маркетинговой практике и применять возможности, которые он предоставляет для улучшения взаимодействия с целевыми аудиториями потребителей и достижения бизнес-целей.

Что такое искусственный интеллект

Впервые концепция artificial intelligence или сокращенно AI была озвучена еще в середине 50-х годов прошлого столетия. Она была задумана как технология, которая должна воспроизводить мыслительный процесс человека в исполнении вычислительных машин, но при этом не уставать, работать 24/7 и не зависеть от настроения. Важно отметить, что искусственный интеллект не является простым машинным алгоритмом или компьютерной программой. Это не одно и то же, поскольку компьютерное мышление устроено сложнее, чем последовательное выполнение заданных операций. 

ИИ предполагает соотнесение заданных ему фактов и формулирование вывода или решения на их основе. Именно поэтому, когда речь заходит об искусственном интеллекте, то часто упоминают процесс его обучения. Это отличает ИИ от компьютерной программы, так как для алгоритма дважды два всегда равно четырем, а вот машинный интеллект может выдавать иные ответы в зависимости от того, как его обучили. 

Чем искусственный интеллект полезен маркетингу

Из вышесказанного нетрудно догадаться, что искусственный интеллект, по крайней мере на данном этапе, не идеален, так как может совершать смысловые ошибки и выдавать неверные ответы. Невольно возникает вопрос: для чего и как использовать искусственный интеллект в маркетинге, если он несовершенен?

Поскольку компьютерный мозг перед тем, как использоваться по назначению, подразумевает предварительное обучение, то его можно научить обрабатывать информацию, распознавать тексты, голос и образы или наоборот создавать их в той манере, в которой необходимо самой компании. Все перечисленные форматы информации всегда присутствуют в работе любого маркетолога. Поэтому самая очевидная причина и польза применения технологии искусственного интеллекта в маркетинге — это с меньшими ресурсами делать больше, быстрее и более эффективно. Другими словами, часть маркетинговых задач можно переложить на машинный интеллект и, таким образом, автоматизировать часть работы. 

С другой стороны, искусственный интеллект лишен предвзятости и стереотипных установок, которые свойственны человеку. Это благоприятно сказывается на анализе данных и ИИ в состоянии находить связи между фактами, которые неочевидны и недоступны людям. Это само по себе ценно, учитывая, что современный маркетинг очень сильно полагается на данные и постоянно находится в поиске возможностей получить более высокие показатели продаж за счет поведенческого трекинга пользователей и применения ситуативных предложений. 

Курс "Управление маркетингом"

Сферы применения ИИ в маркетинге

Искусственный интеллект находит широкое применение в различных сферах маркетинговых задач. В некоторых компаниях ИИ для маркетинга и продаж стал уже незаменимым помощником, улучшая эффективность взаимодействия с потребителями и помогая компаниям лучше понимать их потребности. Ниже перечислено несколько направлений, где машинный интеллект уже используется и приносит успешные результаты:

•    Анализ поведения покупателей. Искусственный интеллект помогает анализировать огромные объемы данных о потребительском поведении, предпочтениях пользователей и тенденциях рынка. Это позволяет компаниям принимать более обоснованные решения в сфере digital marketing, т.е. делать прогноз поведения аудитории и спроса на предлагаемые товары и услуги, вводить динамическое ценообразование для повышения прибыльность операционной деятельности бизнеса.
•    Продвижение товаров и услуг. С помощью искусственного интеллекта компании могут создавать разнообразный контент и конструировать персонализированные рекламные кампании с учётом индивидуальных предпочтений и интересов отдельных сегментов потребителей или даже каждого в отдельности. Ведь ИИ под силу писать статьи разного формата и стилистики, создавать привлекательные иллюстрации, озвучивать тексты и даже монтировать видео. Это позволяет повысить эффективность маркетинговых усилий и оптимизировать бюджеты цифрового маркетинга для достижения лучших результатов.
•    Обслуживание клиентов. Технологии искусственного интеллекта позволяют создавать текстовые и голосовые интерфейсы, которые могут уточнять запросы потребителей, верифицировать их, отвечать на вопросы, предоставлять информацию о продуктах и услугах, а также помогать в процессе выбора и оформления покупки. Это сокращает время реагирования службы поддержки на вопросы клиентов и улучшает опыт взаимодействия с брендом.

Использование искусственного интеллекта в маркетинге примеры

С развитием технологий и методов анализа данных всё больше компаний находят новые способы применения ИИ для улучшения своих маркетинговых стратегий и персонализации рекламных кампаний. Вот несколько примеров использования искусственного интеллекта в маркетинге:

•    Написание статей для продвижения товаров и услуг с помощью контент-маркетинга, например, на таких площадках как Дзен и ПромоСтраницы Яндекса;
•    Создание визуальных образов для оформления сайтов, электронных рассылок, иллюстрации постов в социальных сетях и использования в рекламе;
•    Производство видеоконтента, например рилсов или шортс. В частности, искусственный интеллект может самостоятельно выбрать интересные моменты из беседы, мастер-класса и т.п., нарезать короткие сюжеты, наложить субтитры и подготовить их к публикации за считанные минуты;
•    Генерация описаний для карточек товаров в интернет-магазине. Машинный интеллект поможет сформировать не только привлекательные тексты, но и качественные изображения и даже видео, чтобы лучшим образом представить предложение компании на торговой онлайн-площадке;
•    Анализ настроений и эмоций потребителей. Нейросеть может анализировать отзывы на различных сайтах, комментарии в социальных медиа и таким образом оценивать общественное мнение по заданной теме или бренду компании;
•    Предсказание вероятности покупки пользователем на основе его поведения на сайте или в онлайн-магазине. Это даёт возможность создавать эффективные персонализированные предложения и влиять на показатели конверсии;
•    Сегментация аудитории для продвижения товаров и услуг. Через анализ поведения и предпочтений аудитории, ИИ помогает формировать более точные сегменты для таргетированной рекламы и распространения контента;
•    Выявление неочевидных связей между поведением потребителей и совершением покупки. Искусственный интеллект, анализируя большой объём данных, может обнаруживать тенденции и паттерны, которые могут приводить к дополнительным продажам для компании. 

Интересные кейсы

Наверное, многие помнят эффектную рекламу «Сбера», где Жорж Милославский — герой комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» переносится в наше время и испытывает приятный шок от обилия и удобства различных сервисов банка. Это один из ярких примеров использования технологии искусственного интеллекта, хотя, конечно, далеко не единственный и даже не главный. Ниже приведено несколько примеров того, как ИИ может помочь маркетинговой функции компании быть эффективнее. 

1. Персонифицированные предложения от «Сбера» на базе AI. 
Банк использует искусственный интеллект для того, чтобы создавать релевантные предложения. Для этого нейросеть анализирует покупки клиентов в режиме реального времени, на основе которых строит гипотезы об их потребностях и жизненных ситуациях. Исходя профиля человека и его истории взаимодействия с банком, вычисляются индивидуальные параметры коммуникации с ним. В итоге  клиент получает предложение от компании в наиболее подходящий момент по  удобному каналу связи. Внедрение искусственного интеллекта в анализ потребительского поведения позволило «Сберу» на 5% увеличить число откликов на предложения компании, на 4% поднять выручку. Несмотря на то, что в среднем на 15% выросла коммуникационная нагрузка на клиентов, зафиксирован рост на 7% их удовлетворенности от взаимодействия с банком. 
 
2. Вдохновение для дизайна ювелирных изделий «585 Золотой».
Маркетологи розничной сети «585 Золотой» для создания новой серии украшений воспользовались изображениями, созданными искусственным интеллектом. Для этого, компания сначала проанализировала собственную линейку ювелирных изделий, в результате которого были выявлены украшения, пользующиеся стабильно высоким спросом. Полученную таким образом подборку объединили с актуальными трендами на ювелирном рынке и пожеланиями клиентов, поступающими в магазины компании. После того, как все данные были соединены в описательные запросы, их загрузили в нейросеть. В результате были получены эскизы ювелирных украшений, которые стали вдохновением для художников-ювелиров. Технологи производства, зная нюансы изготовления изделий, свойств металла и драгоценных камней, уже довели предложенные искусственным интеллектом изображения до вида готовой продукции.

3. «Яндекс.Еда» делает фотографии блюд из ресторанов более кликабельными. 
Искусственный интеллект в компании трудится над тем, чтобы улучшить качество изображений, которые загружают рестораны для своих предложений к доставке блюд. Таким образом, фотографии становятся более привлекательным и аппетитными для пользователей сервиса доставки готовой еды. В результате обработанные ИИ иллюстрации увеличивают конверсию в заказы.

4. Оплата покупок улыбкой в сети супермаркетов «Перекресток». 
Искусственный интеллект помогает производить оплату на кассах самообслуживания в супермаркетах «Перекресток». Покупателю, который по каким-либо причинам зашел в магазин без кошелька, достаточно выбрать соответствующий тип оплаты и посмотреть в камеру. Нейросеть идентифицирует покупателя среди клиентов банка, а дальше дело техники — списать сумму оплаты  со счета. В результате компания получила рост трафика и среднего чека за счёт внедрения системы оплаты с искусственным интеллектом. Около 1000 покупок ежедневно совершается с помощью улыбки. Помимо этого, сеть супермаркетов получила преференции со стороны молодой аудитории покупателей, которая очень ориентирована на применение современных технологий. 

5. Выявление «прогретой» аудитории без использования контекстных запросов компанией Askona.
Приобретение матраса и товаров для сна процесс небыстрый. Потребители данной категории товаров долго изучают предложения и отзывы, делают сравнения. Askona использует алгоритмы машинного обучения для анализа потребительского поведения посетителей собственного онлайн-магазина, чтобы вычленять сегменты аудитории, которые с наиболее высокой вероятностью готовы к покупке мебели для спальни. Для них искусственный интеллект формирует персонализированные предложения, чтобы увеличить конверсию. В результате этого компания смогла сократить расходы на рекламу в 1,7-6 раз в зависимости от категории товаров при одновременном увеличении объема продаж за счет расширения аудитории новых клиентов.
 

Читать также

  1. Как построить бизнес-модель для любого продукта
  2. Кто такой директор по интернет-маркетингу и что он должен уметь делать?
  3. Развитие и трансформация маркетинга

Курс Комплекс маркетинга в компании