• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как построить бизнес-модель для любого продукта

В данной статье предлагаем познакомиться с понятием модели ведения бизнеса,  её составными элементами, распространенными видами и разницей между ними в формировании предпринимательской прибыли.

Содержание:

  1. Понятие бизнес-модели
  2. Структура бизнес-модели
  3. Распространенные виды бизнес-моделей
  4. Как создать успешную бизнес-модель

В условиях высокой конкуренции разработка успешного продукта представляет собой непростую задачу, требующую комплексного и аналитического подхода. Должное обоснование ключевой потребительской ценности, существующего и перспективного спроса и способа формирования финансового дохода является необходимостью для компании при строительстве нового продукта, что помогает первоочередной сделать бизнес модель. Она представляет собой каркас, на котором строятся все процессы и выбираются ключевые направления деятельности компании. Поэтому успешное создание и развитие продукта должно разрабатываться с учетом фундаментальных принципов, как построить бизнес модель. 

В данной статье предлагаем познакомиться с понятием модели ведения бизнеса,  её составными элементами, распространенными видами и разницей между ними в формировании предпринимательской прибыли. И, конечно, затронем практические аспекты и этапы того, как составить бизнес модель.

Понятие бизнес-модели

Бизнес-модель представляет собой описание способов организации и функционирования бизнеса на основе конкретного продукта. Основное её содержание заключается в том, как компания создает ценность для своих клиентов, взаимодействует с рынком, генерирует коммерческий доход и управляет затратами. По сути это проект, регламентирующий, как компании необходимо разрабатывать продукт и оказывать сопутствующие услуги, успешно доставлять предложение целевой аудитории, чтобы на этом зарабатывать соответствующую прибыль.

Бизнес модель проекта нужна для того, чтобы стать основой для разработки обоснованного бизнес-плана. В общем смысле, она является понятным и наглядным объяснением того, что из себя представляет продукт, на кого он ориентирован, как на нём будет зарабатывать компания и какие есть рыночные перспективы для его развития. Собственно, рroduct model открывает дверь в продакт менеджмент, а также является ключевой концепцией на стадии становления фирм начинающих предпринимателей. Она определяет основные аспекты работы компании и позволяет ей описывать потенциальные риски и возможности, построить стратегию, сделать выбор конкурентных преимуществ и обосновывать порядок приоритетности, как бизнес будет достигать своих целей.

Структура бизнес-модели

Структура данного делового документа может варьироваться в зависимости от конкретного продукта или услуги, а также от особенностей компании. Однако, в большинстве случаев, бизнес модель считается эффективной, если присутствует следующий перечень пунктов:

  1. Сегменты рынка: описание целевых аудиторий, на которых компания сосредотачивает своё внимание. Чем подробнее данный пункт представлен, тем лучше. Это означает, что компания не только очерчивает демографический и географический круги будущих своих клиентов, но также может описать их потребности и проблемы, которые собирается решить свои продуктом.
  2. Ценностное предложение: уникальность, которая может выражаться в особой функциональности продукта, качестве, цене, удобстве использования, получаемом опыте или других факторах, привлекательных и востребованных у целевой аудитории потребителей.
  3. Каналы распределения: способы доставки продукта или услуги потребителям. Это могут быть розничные магазины, открытый доступ в интернет, онлайн-платформы, партнерская сеть и т.д. 
  4. Коммуникации с клиентами: определение того, как компания взаимодействует и обслуживает своих потребителей. Тут возможен разнообразный букет опций. Например, публичная оферта или индивидуальное обслуживание, собственная  или партнерская клиентская поддержка или обучение, разовые контакты или регулярное взаимодействие и т.д.
  5. Ключевые партнеры: характеристика организаций, с которыми компания сотрудничает для достижения своих целей. Это могут быть поставщики, участники проекта совместной разработки продукта, дистрибуторы и другие формы партнерства.
  6. Ключевые ресурсы: определение основных ресурсов, которые необходимы для функционирования бизнеса. Это могут быть технологии, оборудование, интеллектуальная собственность, финансы, человеческие ресурсы со специфической квалификацией и т.д.
  7. Ключевые процессы: описание основных направлений деятельности, необходимых для реализации проекта разработки и доставки продукта на рынок. Это может включает проектирование, производство, маркетинг, продажи и т.д.
  8. Структура затрат: обозначение основных статей расходов, связанных с функционированием бизнеса для производства и реализации рассматриваемого продукта. Это могут быть затраты на производство,  лицензии, маркетинг, персонал, административные издержки и т.д.
  9. Источники доходов: практически ключевой пункт, обозначающий как компания будет зарабатывать на своем продукте, а также прогноз по доходам на ближайшую перспективу.

Следует отметить, что главные условия, при которых бизнес модель является успешной, заключаются в том, что каждый из перечисленных выше элементов  образует целое. При этом идея продукта должна соответствовать условиям рынка и хорошо адаптирована к потребностям целевой аудитории. Другими словами, все элементы бизнес модели не могут создаваться в отрыве от реальности, между ними должна быть связь и выбрано оптимальное сочетание, которое приводит к нужной эффективности.

Для соблюдения взаимосвязи при написании бизнес модели швейцарский экономист Александр Остервальдер предложил относительно простой метод разложения её на девять элементов, указанных выше. Он представляет собой специфическую таблицу, где в центре располагается формулировка ценностного предложения, слева от него ключевые процессы, ресурсы и партнеры, под которыми блок со структурой затрат, а справа установки по целевой аудитории, каналами распределения и коммуникациями с клиентами, под которыми сектор с перечислением источников дохода. 

Распространенные виды бизнес-моделей

Построение собственной бизнес модели является основой для успешного развития и роста фирмы, обеспечивая ее конкурентоспособность на рынке. Ниже перечислены наиболее популярные виды бизнес моделей. Рассмотрим их.

•    Продажная. Это одна из самых распространённых моделей. Она предполагает реализацию произведенных или закупленных товаров и услуг напрямую конечным пользователям или через цепочку партнёров. Такую бизнес модель используют все производственные и торговые компании, а также большинство  предприятий сферы услуг (салоны красоты, точки бытовых услуг, общепит и т.п.).
•    Подписная. В этом случае компания предлагает продукты или услуги на основе регулярного фиксированного платежа — абонентской платы независимо от степени их использования. Этим видом бизнес модели пользуются операторы связи и ряд провайдеров цифровых сервисов (онлайн-кинотеатры, интернет-справочники, хостинги, облачные хранилища данных и т.д.).
•    Рекламная. В этой модели используется принцип, что потребители получают бесплатный доступ к продукту или услуге, но предприятие продаёт другим компаниям возможность рекламировать свои предложения и таким образом формирует свой доход. Такой моделью пользуются большинство традиционных СМИ, социальные сети, поисковые системы.
•    Франчайзинговая. Это предполагает предоставление структуры бизнеса «под ключ», которая включает готовую технологию производства, подобранное оборудование, отработанные поставки сырья, бренд и т.п., другим предпринимателям в обмен на определенную плату. Такой способ формирования дохода часто используется в сетевых сферах оказания розничных услуг (магазины, точки общепита, и т.д).
•    Платформенная. Она предполагает формирование дохода компании за счет связывания продавцов и покупателей и создания удобной инфраструктуры для обмена продуктами или услугами между ними. Такой бизнес моделью пользуются биржи, маркетплейсы, системы бронирования и доставки.
•    Экосистемная. В этом случае компания создает совокупность ряда платформ, на которых потребителям предоставляются различные продукты и услуги, при этом обеспечивая взаимодействие и сетевой эффект между ними. Примеры таких моделей можно встретить в банковской сфере, а также среди некоторых ИТ-компаний, которые расширяют функционал своего продукта за счет сторонних разработчиков приложений.

Читайте также

  1. Разработка маркетинговой стратегии
  2. Маркетинговая стратегия в эпоху цифровых технологий: тренды 2024 года
  3. Что такое маркетинговое исследование простыми словами?

 

Курс "Продакт-менеджер" по управлению продуктом