• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Плюсы, минусы и особенности профессии маркетолога

Рассмотрим подробнее особенности профессии маркетолог, её плюсы и минусы, а также перспективы.

Содержание:

  1. Особенности профессии
  2. Плюсы, минусы и сложности
  3. Перспективы профессии маркетолога

Стоит ли учиться на маркетолога? Этот популярный вопрос могут задавать себе как новички, так и те, кто уже счастливым образом попал в профессию, но не имеет профильного образования. Актуальность профессии маркетолог год от года определяется тем, что рынок становится всё многообразнее и конкурентнее. Время простых решений осталось далеко в прошлом, а сами технологии маркетинга стали заметно сложнее, которые не освоить «легким движением руки». Рассмотрим подробнее особенности специальности маркетолога, её плюсы и минусы, а также перспективы. 

Особенности профессии

Основоположник современного менеджмента Питер Друкер в свое время сказал: «У бизнеса есть только две основные функции: маркетинг и инновации. Маркетинг и инновации создают результаты. Всё остальное затраты». Эта цитата определяет  практически весь потенциал специальности. Особенности профессии маркетолога состоят в том, что работа данного специалиста оказывает непосредственное влияние на результаты деятельности компании. От эффективности его действий зависит, сможет ли бизнес успешно конкурировать на рынке и завоевать не только голову, но и сердца целевой аудитории потребителей. 

Другая сторона того, что маркетинг является основной функцией в компании, проявляется в том, что в профессии много востребованных специализаций. Набор специальностей продолжает не только расширяться, но и отдельные из них трансформируются или даже исчезают. В любом случае высокая динамика обновлений в подходах и технологиях хорошо демонстрирует актуальность профессии маркетолог.

Плюсы, минусы и сложности

Знание рынка, творческие решения, определение стратегии и целевых показателей компании звучит заманчиво, но это только одна сторона медали профессии маркетолога. Как и полагается, недостатки являются продолжением достоинств. Особенности профессии маркетолога возлагают на неё и высокую ответственность. Рассмотрим ниже подробнее плюсы и минусы профессии маркетолог.

Плюсы:

• Работу маркетолога трудно назвать скучной. Конечно, в ней тоже есть место рутине. Тем не менее, задачи продвижения и развития бизнеса редко бывают полностью идентичными, к тому же есть большой простор для реализации творческого потенциала, нестандартного мышления и экспериментов. 
• Маркетинговые навыки в современных условиях рынка крайне востребованы. Обучение специальности интересует не только самих маркетологов, но и предпринимателей, руководителей разных уровней, продавцов и даже юристов и бухгалтеров. Практически не осталось тех, кого еще надо убеждать в том, что сегодня без маркетинговых усилий что-либо продать трудно. 
• Современный маркетинг предоставляет широкое поле для развития. Количество специализаций внутри профессии просто фантастическое. Всегда есть возможность найти применение своим способностям и интересам. И, конечно, маркетинг — хорошая основа для карьерного роста. Вырасти можно не только до уровня руководителя функции, но и выше, так как многие компании, в том числе международные, предпочитают назначать генеральных директоров из числа кандидатов с маркетинговым бэкграундом.
• Профессия предоставляет широкий спектр своего применения, так как данные компетенции позволяют работать как в компаниях различного масштаба, включая стартапы, так и в профильных агентствах, а также фрилансером. 

Минусы профессии: 

• Заскучать не придется не только по причине малой доли рутины в работе маркетолога, но и потому, что надо постоянно учиться. Внешняя среда бизнеса меняется очень быстро. Предметами постоянного изучения становятся не только изменения предпочтений и поведения потребителей, но и новые инструменты, технологии, особенности алгоритмов медиа-площадок и т.д.
• Сейчас так часто говорят о многозадачности, но маркетолог всегда работал и продолжает это делать в таком режиме, одновременно организуя и управляя задачами по нескольким проектам. Конечно, это в некотором смысле спорный минус профессии, так как кто-то, возможно, фанатеет от необходимости постоянного переключения внимания. Без сомнения это будет угнетать тех, кто привык концентрироваться на одном направлении и раздражается, когда приходится отвлекаться. В общем, специфика маркетинга больше подходит для людей активного склада. «Тормозам» в ней явно дискомфортно.  
• «У победы тысяча отцов, а поражение всегда сирота», поэтому успехи всегда будут общими, а провалы в бизнесе всегда достаются маркетологам. В случае неудач именно их обвиняют в том, что не спланировали, не предусмотрели, не продвинули и прочее «не». Так что, плащ супергероя примерять не придётся, лучше быть готовым к возможным обвинениям, а также делать из себя востребованного кандидата на рынке труда.
• Стресс — естественное состояние для маркетолога. Срочные задачи, рушащиеся дедлайны, потеря взаимопонимания с подрядчиками, клиентские претензии, низкие показатели и т.п., — что-то из этого точно будет прилетать чуть ли не каждый рабочий день. 

Самой главной задачей маркетолога является продвижение бизнеса. От специалиста по маркетингу часто ждут гарантированного результата. В этом и заключается одна из наиболее распространенных сложностей профессии, так как на рынке существует множество факторов, которые оказывают своё негативное влияние. Не всегда их можно просчитать с достоверной точностью. 

В наше время самым стабильным и ожидаемым явлением являются перемены. Они могут затрагивать спрос, конкурентную среду, настроение потребителей и т.д. Для специалистов по маркетингу, полагаясь на знания законов маркетинга, сегодня актуально думать самостоятельно и искать путь к успеху, так как возможностей подсмотреть у кого-то решение просто может не оказаться. И это вызов для тех, кто работает в профессии, — получать результат без оглядки на других. 

В случае, если что-то на рынке пошло не так, то наиболее популярный ход у компаний — порезать маркетинговый бюджет, но оставить целевые показатели без изменений. Можно сказать, что для маркетинга практически вечно стоит вопрос соответствия имеющихся средств поставленным целям. Именно по этой причине все новации в маркетинге связаны с эффективностью инвестиций и лучшей прогнозируемостью результатов. Во многом это происходит благодаря интернету и постоянному подключению потребителей к сети.

Чем жестче становится конкурентная среда, тем активнее компании хотят результата, т.е. продаж. Из-за неочевидности возможного решения бизнес не может самостоятельно ответить на вопрос что делать. Выход, если не сказать спасение, он ждёт от маркетинга. Это приводит к поиску специалиста на рынке труда, который соответствует максимально широкому описанию требований к компетенциям. Считая, что чем больше он знает, тем выше вероятность, что он найдет выход из сложной ситуации и способ развивать бизнес. Маркетолог постоянно должен расширять свой кругозор, проверять актуально ли его умение и развивать способности находить лучшие решения из возможных, чтобы оправдывать высокие ожидания. 

Перспективы профессии маркетолога

Компании в большей степени пока ожидают от профессии обслуживание существующего спроса, порой игнорируя перспективы. Однако главная обязанность маркетинга заключается в формировании будущего денежного потока. На маркетологов всё больше будут возлагать надежды по обеспечению стабильного развития бизнеса компании в условиях высокой неопределенности рынка. Побеждать будет тот, кто сможет не только следовать за трендами, но опережать или даже формировать их. 

Уже сегодня на первый план у компаний выходят не столько выгода от сиюминутной сделки, сколько характеристика пожизненной ценности клиента. Чтобы потребитель захотел возвращаться вновь и вновь, простого удовлетворения его потребностей уже недостаточно. Хороший продукт или услуга воспринимается людьми как что-то обычное и ничем не выделяющееся. Удивить их сложно, если покупку не сопровождает существенный эмоциональный заряд. Поиск и создание позитивного потребительского опыта будет на переднем плане задач маркетинга в ближайшей перспективе. 

Над многими профессиями нависла угроза их вытеснения средствами автоматизации. В будущем маркетолог, востребованность которого, правда, никак не принижается с цифровизацией бизнеса, будет активнее использовать алгоритмы в качестве помощников, работать с данными, заниматься  персонализированными предложениями и стратегиями продвижения товаров и услуг. Реальность такова, что аудитория потребителей становится более разнородной и индивидуализированной, а поведенческие особенности человека — ключевым параметром в определении что и когда ему надо продавать. 

С усилением роли данных и автоматизации маркетинг продолжит трансформироваться. Аналитика и технические знания будут отвоёвывать основную часть компетенций маркетолога. Большие данные, искусственный интеллект, омниканальность взаимодействия, предиктивные модели и прочие технологические решения станут основным инструментарием этой профессии будущего.

Маркетологи относятся к тем специалистам, которым важно иметь  предпринимательский взгляд, выходить за рамки требуемых компетенций,  постоянно учиться и интересоваться другими сферами, чтобы ловить тренды и изменения в обществе. Сделать успешную карьеру в маркетинге, независимо от выбранной специализации, невозможно без фундаментальных знаний. Зачем они нужны? Компетенции современного маркетинга формируют профессиональную основу, на которую можно «навесить» любые другие маркетинговые навыки и специализации. Получить такую базу можно на программе профессиональной переподготовки «Управление маркетингом» Центра развития компетенций в маркетинге НИУ ВШЭ.

Курс Комплекс маркетинга в компании

Читать также

  1. Как стать продакт менеджером?
  2. Особенности формирования рыночного предложения
  3. Психология маркетинга