«Детский» маркетинг от взрослых маркетологов – большая победа индустрии «для маленьких»!
5-6 Июня состоялся III Маркетинговый форум индустрии детских товаров «Секреты детского маркетинга. Лучшие практики лидеров рынка и технологии завтрашнего дня». Его организаторы - Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) совместно с Высшей школой маркетинга и бизнеса НИУ ВШЭ – постарались провести Форум в режиме ключевого профессионального события года для маркетологов, работающих в отрасли
5-6 Июня состоялся III Маркетинговый форум индустрии детских товаров «Секреты детского маркетинга. Лучшие практики лидеров рынка и технологии завтрашнего дня». Его организаторы - Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) совместно с Высшей школой маркетинга и бизнеса НИУ ВШЭ – постарались провести Форум в режиме ключевого профессионального события года для маркетологов, работающих в отрасли
Невероятно плотная и насыщенная программа Форума (на протяжении двух дней на нем выступило более тридцати спикеров!) не смогла оставить равнодушным ни одного участника. Причем внушительное количество информации, буквально обрушившейся на слушателей, настолько плотно касалось их непосредственных профессиональных интересов, что в процессе мероприятия стало ясно – пожалуй, каждый из сидящих в зале смог почерпнуть из выступлений полезные для себя сведения, стратегии и кейсы.
Главной – и позитивной - новостью Форума стала самая свежая весть из Правительства РФ, которое утвердило государственную Стратегию развития индустрии детских товаров на период до 2020 года. В подготовке и разработке Стратегии приняла участие и Высшая школа маркетинга и развития бизнеса, и теперь можно с уверенностью сказать, что для индустрии наступили хорошие времена!
О том, почему это так, рассказали Антонина Цицулина, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров и Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ. Известно, что в индустрии детских товаров задействовано до пятнадцати сопряженных отраслей экономики с общим объемом российского рынка в более чем 657 мрд. руб. И теперь Правительство идет по пути внимания к индустрии, реализуя положения Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг, раскрытых в Плане первоочередных мероприятий до 2014г. по реализации Стратегии. Именно в этой точке и встречаются интересы государства и потребителя, у которого есть свои требования к продуктам, производимым индустрией.
Основными целями Стратегии – и отличными новостями для всех работников отрасли – являются реализация следующих положений:
- унификация перечней детской продукции, по отношению к которым будут действовать одинаковые требования;
- совершенствование таможенного контроля за экспортно-импортными операциями, связанными с детскими товарами;
- оказание поддержки обновлению технологической базы предприятий индустрии детских товаров за счёт средств, предусмотренных в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» и некоторых других государственных программ;
- осуществление мероприятий по стимулированию спроса на продукцию сектора;
- улучшение кадрового обеспечения потребностей сектора.
А.Цицулина отметила и основные проблемы отрасли, среди которых слаборазвитая производственная и инновационная составляющая индустрии, высокая доля контрафакта и зарубежных игроков на российском рынке (плюс отсутствие механизмов продвижения российских продуктов), дефицит профессиональных и инновационных кадров, а также – несовершенство нормативно-правовой базы. Из этих проблем вытекает и тот список мер, который разработан в целях создания условий для продвижения российских товаров, увеличения их доли на рынке, развития инновационных потенциалов российских производителей и повышения доступности, безопасности и качества товаров для детей.
И если среди механизмов реализации Стратегии есть пункт (целевой показатель) о снижении стоимости детских товаров для конечного потребителя не менее чем на 15% к 2020г., то в этом списке есть и заявление об «обеспечении финансирования предприятий индустрии детских товаров»: гранты, возвратные кредиты, внешние инвесторы, а также обещание обеспечения равного доступа предприятий к мерам гос.поддержки.
Д.Коричин (Агентство стратегических инициатив (АСИ)) концептуализировал изложенное выше. Он рассказал о дорожной карте индустрии детских товаров (2013 – 2025гг). Среди основных рыночных трендов и вызовов он перечислил такие как: интернетизация и цифровизация, рост вовлеченности детей во взрослую жизнь, трансформацию рынка образовательных услуг (вытесняющего привычную систему образования) и другие. Причем все тренды и вызовы приводят к осознанию трех больших аспектов, непосредственно касающихся сущности индустрии на обозреваемые горизонты.
И в самом широком смысле здесь можно говорить о:
а) ответственности индустрии за детское развитие
б) переходе от товаров и услуг к продуктам и решениям
в) балансировании между «китайской» ценой и «европейским» качеством.
Интересно, что профессиональный прогноз обещает всем участникам рынка появление новых рыночных ниш и трансформацию уже существующих, что, конечно, обещает самые заманчивые перспективы тем игрокам, которые «поставят» на инновации. "К 2018 году не останется ни одного ребенка, не родившегося "возле компьютера"... а в интернете уже есть предприниматели 8-летнего возраста!"
Как мы уже говорили, массив информации (концептуальных разработок и конкретных кейсов, представленный на Форуме) был столь объемен, что мы вынуждены ограничится лишь описанием отдельных, некоторых наиболее ярких реплик и тезисов участников.
А.Воскобойник, заместитель Генерального директора по Стратегии и аналитике ГК «Детский мир» согласился с предыдущим спикером: «В последнее время родители приходят с детьми в магазин, скорее, чтобы провести время, и этот тренд будет, конечно, развиваться и дальше».
Ю.Тулина, руководитель направления «Детские Товары» компании «ГФК-Русь» - рассказывала о том, как важен анализ продаж, проводимый "со стороны".
Ю. Быченко, директор по исследованиям Synovate Comcon - "Приходит время, когда в выборе одежды дети начинают считать мнение сверстников основополагающим!.. Но детский бренд должен быть ориентирован и на детей, и на родителей".
Д.Ловейко, председатель Лицензионного Комитета АИДТ, руководитель ГК «Анимаккорд», поделился секретами успеха мультсериала "Маша и Медведь", достигшего впечатляющих результатов.
Как влиять на родителей на детском портале? Об этом рассказал О.Ульянский - генеральный директор детского интернет-портала «Твиди», а о том, как и почему «исследования подтверждают, что все родители хотят примерно одинаковых вещей», говорила А.Журкевичуте, территориальный менеджер компании Turner по России и странам СНГ.
И, конечно, на Форуме были выступления профессионалов Высшей школы маркетинга и развития бизнеса: Декана Школы Т.Комиссаровой и экспертов А.Мамонтова и Б.Токарева!
В целом можно с уверенностью сказать, что Форум прошел более чем успешно. С его внушительной программой можно ознакомиться на официальном сайте мероприятия.
Форум подтвердил – у индустрии детских товаров есть очень интересные перспективы. И теперь, заручившись поддержкой государства и принимая во внимание изменения среды, требующей адекватных инновационных решений, производители, ритейлеры и, конечно, маркетологи могут с уверенностью смотреть в будущее.