• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что должен знать и уметь руководитель отдела маркетинга

Какие обязанности у начальника отдела маркетинга, как он их реализовывает на практике рассмотрим в данной статье.

Содержание:

  1. Особенности специальности директора по маркетингу
  2. Основные функции директора по маркетингу
  3. Требования к кандидату на должность директора по маркетингу
  4. Должностная инструкция директора по маркетингу
  5. Организация работы директора департамента маркетинга

В обязанности руководителя отдела маркетинга входит управление процессами создания, развития и продвижения продуктов компании. Для этого он использует потенциал  команды специалистов, которые находятся у него в подчинении. Это то лицо в корпоративной иерархии, которое точно знает что, кому, когда, где и с какой мотивацией следует продавать. Как начальник отдела маркетинга реализовывает это на практике и какие требования к нему предъявляют компании рассмотрим в данной статье.

Особенности специальности директора по маркетингу

Распространено заблуждение, что директор по маркетингу должен знать все нюансы продукта и его производства. По этой причине многие предприятия стараются нанимать себе руководителей данной функции из числа конкурентов или смежных сфер деятельности. Директор по маркетингу, обязанности и требования к квалификации которого не всегда идут в ногу друг с другом, должен в первую очередь хорошо знать интересы потребителей. Его ключевая функция — быть адвокатом потребностей и ценностей клиентов внутри компании. Ведь, директор по маркетингу — это настоящий профессионал, который на основе знаний целевой аудитории организует эффективную работу маркетинговой функции организации.

В корпоративной иерархии он на особом, не всегда завидном положении. Именно от него, как не от кого другого, требуют ощутимых действий, обеспечивающих компанию достаточным потоком клиентов, необходимым для достижения целевых показателей дохода и прибыли. От того, насколько умело руководитель отдела маркетинга может организовать взаимодействие со всеми службами внутри организации и правильно направить работу своей команды, зависит во многом итоговый результат деятельности компании. Поэтому он должен быть ещё отличным лидером для своих подчиненных и отменным презентатором и переговорщиком, чтобы находить взаимопонимание с руководителями других департаментов предприятия.

Перечисленные особенности профессии накладывают высокую степень ответственности на директора по маркетингу. Ведь «у победы тысяча отцов, а поражение — всегда сирота». Если директор по маркетингу всё сделал правильно, то это общий результат всех подразделений, а если некорректно выбрал направление усилий, то это только его беда.

Основные функции директора по маркетингу

Хотя на практике бывает и так, что компании могут требовать от директора по маркетингу умение выполнять работу отдельных узких специалистов, всё же это скорее дополнительная ценность данного профессионала. К основным его функциям относятся:

  1. Направлять компанию в рыночные ниши, где она имеет более высокую вероятность реализовать свои цели. Это подразумевает разработку маркетинговой стратегии, управление продуктовым и ассортиментным предложением, формирование и корректировку позиционирования продуктов предприятия и т.п.
  2. Определять структуру маркетинговой функции организации. Для этого директор по маркетингу формирует требования к функциональному составу и квалификации своего отдела, участвует в найме специалистов, определяет для каждого ключевые показатели эффективности, принципы мотивации и при необходимости организует обучение.
  3. Управлять отделом маркетинга. В этом направлении руководитель проводит декомпозицию общей цели и ставит задачи по каждому функциональному направлению маркетинговой деятельности компании, организует планирование работ, принимает решения о выделяемом бюджете, привлечении подрядчиков и других ресурсах и контролирует реализацию маркетингового плана.
  4. Координировать и согласовывать работу отдела маркетинга с другими службами организации.

Требования к кандидату на должность директора по маркетингу

У каждой организации могут быть свои индивидуальные требования к кандидатам на должность директора по маркетингу. Однако у всех у них есть ряд общих пунктов.

Во-первых, это наличие специального образования в области маркетинга. Сегодня уже не осталось на рынке предприятий, готовых брать на данную позицию людей без профильного диплома. Осознавая ответственность, которая ложится на директора по маркетингу, в некоторых случаях компании могут предъявлять дополнительные пожелания или даже требования к имеющимся знаниям. Например, наличие второго образования — экономического или управленческого.

Во-вторых, компании ожидают наличия у кандидата опыта выстраивания маркетинговой функции, включая создание соответствующих бизнес-процессов. В некоторых случаях наличие практики построения отдела маркетинга с нуля.

В-третьих, стратегическое мышление и умение брать на себя ответственность, принимать решение, квалифицировано презентовать, аргументировать и защищать свою точку зрения. В некоторых случаях компании могут дополнительно предъявлять требование к наличию нестандартного или креативного подхода.

В-четвертых, аналитические способности, структурное мышление и практические навыки работать с большим объемом информации, применять количественные и качественные исследования, корректно читать статистические отчеты и данные, вычленять ключевые показатели маркетинговой деятельности и вносить коррективы для увеличения её эффективности.

В-пятых, опыт работы с малыми или существенными бюджетами, умение эффективно распределять ресурсы по различным каналам и применять широкий набор маркетинговых инструментов.

В-шестых, наличие навыков управления персоналом и взаимодействия с подрядчиками разного профиля.

Должностная инструкция директора по маркетингу: образец

В общем виде должностная инструкция директора по маркетингу может выглядеть следующим образом.

1. Общие положения

  • На должность директора по маркетингу назначается кандидат с высшим профессиональным образованием и стажем работы по специальности не менее 5 лет.    
  • В своей деятельности директор по маркетингу руководствуется действующей нормативно-правовой базой, внутренними регламентами и процедурами, положениями данной инструкции.
  • Директор по маркетингу назначается приказом генерального директора и подчиняется непосредственно руководителю организации.

2. Должностные обязанности директора по маркетингу:

  • Осуществляет разработку маркетинговой политики и прогнозирование спроса на основе анализа потребительских качеств продукции компании и рыночной коньюктуры.
  • Организует маркетинговую деятельности организации через участие специалистов, находящихся в его подчинении, направляет и осуществляет контроль за их деятельностью.
  • Организует анализ данных о поведении потребителей, изучение их мнения о продукте компании. Готовит рекомендации для руководства по повышению конкурентоспособности и качества рыночного предложения.
  • Определяет целевые аудитории потребителей и рынки сбыта продукции предприятия.
  • Организует разработку стратегии, осуществляет процедуры планирования,  бюджетирования на календарный год, контроля и отчётности отдела маркетинга.
  • Обеспечивает подготовку и проведение рекламы и мероприятий по продвижению продукции компании в различных каналах.
  • Ведет учёт расходов маркетингового бюджета.
  • Участвует в организации и проведении ежегодной аттестации сотрудников предприятия в рамках своего отдела.

3. Директор по маркетингу имеет право:

  • Получать информацию и знакомиться с решениями руководства компании, необходимыми для выполнения своих обязанностей.
  • Участвовать в работе коллегиальных органов и знакомиться с решениями организации, затрагивающими деятельность в сфере маркетинга.
  • Принимать кадровые решения в сфере маркетинга.
  • Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности отдельных сотрудников и отдела маркетинга в целом.
  • Требовать от руководства создания должных условий для эффективного выполнения своих обязанностей.

4. Директор по маркетингу несет ответственность за:

  • Ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
  • Разглашение информации, относящейся к разряду коммерческой тайны и конфиденциальных сведений, в соответствии с внутренними служебными регламентами организации и нормами действующего законодательства.
  • Причиненный материальный ущерб, понесенный компанией по его вине, в размере определённым трудовым законодательством.

Организация работы директора департамента маркетинга

Должностная инструкция представляет собой формализованное описание обязанностей, но она не даёт представление как складывается рабочий процесс руководителя отдела маркетинга. Личный регламент директора по маркетингу строится на иных принципах.

Основная задача данного руководителя держать под контролем общую картину маркетинга в компании и его влияния на работу других структур организации. Для него важно не утонуть в рутинных задачах своих подчиненных, а оставаться на их поверхности, делегируя глубокое погружение и их решение самим специалистам.

Директор по маркетингу должен уделять не более половины своего рабочего времени на координацию и управление отделом. Четверть — на взаимодействие с руководителями других департаментов и координацию действий с ними. Оставшиеся 25% своего времени начальник должен выделять на изучение аналитической информации по рынку, действий конкурентов, обдумывание стратегических шагов и решений. Для директора по маркетингу очень важно ощущать настоящее и понимать будущее, т.е. видеть ситуацию на рынке значительно дальше горизонта. В конечном счёте именно за это его ценят больше всего.

Курс "Управление маркетингом"

Читать также

  1. Личный бренд директора по маркетингу: как продвигать себя и свои идеи
  2. Что такое личный бренд: создание и развитие
  3. Какие этапы можно выделить в работе маркетолога?