Какие этапы можно выделить в работе маркетолога?
У маркетолога, как и у любого специалиста, есть перечень ежедневных обязанностей. Рассмотрим их более подробно.
Содержание:
Существуют ли какие-либо этапы работы маркетолога? Или он постоянно занят поддержкой бизнеса и обеспечением потока потенциальных клиентов? Со стороны работа маркетолога выглядит спонтанной и ненормированной. В ходе подготовки крупного проекта он может задерживаться допоздна или быть обязанным работать даже в выходные. В обычные будни — проводить встречи, участвовать в совещании или конференц-связи.
Несмотря на это, у маркетологов, как и у других специалистов, есть обязанности, которые необходимо выполнять каждый день. Не будем заглядывать в должностную инструкцию и её требования, а рассмотрим профессию такой, какая она есть с точки зрения задач маркетинга.
Как выглядит план работ маркетолога?
Главная цель работы маркетолога — постоянное внимание и интерес к потребителю предприятия. Кто этот человек? Какие у него интересы, сомнения, потребности? Где он обитает? Как до него можно достучаться? Как лучше сделать ему предложение компании? Чем больше менеджер по маркетингу знает о потребителях, тем точнее он разрабатывает и реализует стратегию обеспечения востребованности на рынке предложения организации и продвижения её товара или услуги. Таким образом маркетолог стремится к должному росту продаж.
В целом деятельность специалиста по маркетингу состоит из двух уровней обязанностей.
Первый имеет стратегический характер. Основные задачи данного направления касаются того, как фирма может повысить уровень дохода в среднесрочной перспективе. Они включают вопросы о том, какой бренд создать, какой ассортимент продуктов следует выводить, как противодействовать агрессивным действиям конкурентов, как построить более прочные отношения с клиентами, как выйти на новые рынки и какие и т.д.
Второй — тактический уровень. На нём менеджер планирует, координирует и реализовывает маркетинговые проекты, которые включены в годовой план. Работы в данном направлении связаны с анализом текущих продаж, запуском кампаний по продвижению товаров и услуг, мониторингом активностей конкурентов и потребительских настроений, контролем бюджета, взаимодействием с коллегами и партнерами.
Какие могут быть этапы?
Конечно, каждый отдельный день маркетолога редко бывает похож один на другой, но следующая последовательность практических шагов в том или ином виде присутствует в его работе практически ежедневно.
Этап 1. Планирование. В условиях многозадачности маркетолог должен начинать день с составления списка дел на день. Каждое из них относится к разным проектам, поскольку какой-то из них находится в начальной фазе, другой — в самой активной стадии, а третий завершается. Чтобы всё держать под контролем и ничего не упустить необходимо знать, что нужно сделать за день и в какой последовательности.
Этап 2. Мониторинг действий конкурентов. Они вполне могут в любой момент подкинуть неприятный сюрприз, который повлияет на осуществимость планов компании. Чтобы это не стало полной неожиданностью, специалисту по маркетингу следует ежедневно сканировать интернет-ресурсы на предмет того, какой контент публикуют другие участники рынка. Что планируют делать, какой продукт запускают, с кем вступают в партнерские отношения и т.д., — любая информация, которая позволит заметить признаки того, что изменилось в расстановке сил на рынке.
Этап 3. Изучение маркетинговых новинок. Маркетинг в последние годы развивается очень быстрыми темпами. Главным образом, это связано с цифровыми технологиями, которые меняют ландшафт коммуникаций с потребителями. Принципы развития инструментов маркетинга и знакомство с тенденциями дают возможность специалисту учесть изменения в следующих своих проектах и решать задачи на должном профессиональном уровне в соответствии с требованиями времени.
Этап 4. Контроль показателей. Сегодня маркетинг не обходится без цифр. Независимо от того, как устроена маркетинговая функция в компании, цифровые показатели обязательно присутствуют в ней. Это может быть статистика показов рекламного объявления, просмотров контента в социальных сетях, конверсии посетителей сайта или отдельных его целевых страниц и т.д. Особенность этого этапа заключается не столько в том, чтобы зафиксировать быстрый эффект от предпринимаемых действий, сколько проверить действующие кампании по продвижению на наличие каких-либо аномалий.
Этап 5. Коммуникации с коллегами. Определённо маркетолог не относится к числу специалистов, которые действуют в полном одиночестве. Даже если в компании он один представляет маркетинговую функцию, то наверняка найдутся темы для обсуждения с представителями продаж, участниками оказания услуг, служб поддержки и т.д. Взаимодействие с коллегами является ключевым моментом в работе маркетолога, так как позволяет определить насущные вопросы, которые стоят на повестке дня и требуют от него внимания.
Этап 6. Изучение целевой аудитории и сегментация. Самое главное для маркетолога — это понимать своих потребителей. Собственные исследовательские навыки выявления обсуждаемых целевой аудиторией тем и манеры вести дискуссии могут оказать полезную службу при подготовке кампаний по продвижению. А знание нюансов потребностей должно помочь лучше сегментировать аудиторию потребителей.
Этап 7. Создание контента. Даже если у компании нет явной ориентации на контент-маркетинг, он всё равно присутствует в коммуникациях компании. Это может быть пост для социальных сетей, текст для электронной рассылки, призыв для рекламного объявления и т.д. Поиск хорошей идеи, создание банка заготовок может помочь усилить кампанию по продвижению и привлечь дополнительное внимание.
Этап 8. Поиск новых идей. Перед маркетологами постоянно висит в воздухе вопрос, что делать дальше, какой будет следующий шаг. Придумывать всё самому — проблематично, поэтому следует использовать любую возможность для подключения коллег и партнеров к поиску и обсуждению новых идей.
Этап 9. Тестирование. Любые оригинальные идеи заслуживают того, чтобы проверить и убедиться в их целесообразности и эффективности. Если регулярно заниматься не только придумыванием новых маркетинговых ходов, но и тестированием, то обязательно среди них найдутся золотоносные.
Этап 10. Анализ. Критический взгляд на собственную работу даёт маркетологу возможность оценить, что удалось достичь за день, а что нет. Такая постоянная аналитическая работа позволяет определить, что следует исправить и сделать лучше.
Опытные маркетологи проделывают ежедневно подобный ритуал из последовательности описанных выше этапов. Он помогает им не только справляться с текущими маркетинговыми задачами, но и поддерживать свои компетенции в хорошей актуальной форме, которая открывает возможности пробовать новые вещи и внедрять инновационные идеи в практику. А обучение на программе профессиональной переподготовки «Управление маркетингом» позволит уверенно войти в профессию и сформировать компетенции современного маркетолога для решения задач в высокотехнологичном и быстро меняющемся мире.
Читать также