Дополненная реальность: Человек 2.0
Представьте себе магазин одежды, где посетители «примеряют» оцифрованные 3D-изображения вещей перед зеркалом-экраном, даже не заходя за шторку. Представьте, что машина подсказывает, где есть свободное место для парковки и рекомендует выпить кофе и находит ближайшее кафе, когда вы устали. Наконец - представьте, что, надевая цифровые очки, ваш водитель может быстро починить машину, следуя за движениями второй пары виртуальных рук, которые отображаются на двух полупрозрачных экранах прямо перед его глазами...
Представьте себе магазин одежды, где посетители «примеряют» оцифрованные 3D-изображения вещей перед зеркалом-экраном, даже не заходя за шторку. Представьте, что машина подсказывает, где есть свободное место для парковки и рекомендует выпить кофе и находит ближайшее кафе, когда вы устали. Наконец - представьте, что, надевая цифровые очки, ваш водитель может быстро починить машину, следуя за движениями второй пары виртуальных рук, которые отображаются на двух полупрозрачных экранах прямо перед его глазами...
7 февраля в НИУ ВШЭ при поддержке ОАО «РВК» состоялся круглый стол «Дополненная реальность» – перспективные ниши для инновационных разработок».
В самом общем виде augmented reality (AR) - это дополнение реальности любыми виртуальными элементами, причем такое совмещение взаимодействует в реальном времени и работает в 3D. Что это значит для бизнес-проектов?
1. Обширные и инновационные возможности в привлечении потребителей посредством развлекающей рекламы. Беря товар в руки, покупатель начинает взаимодействовать с теми новыми его свойствами, которые рождает пересечение реального и виртуального. При этом привычные продукты обретают «третье измерение» и цепляют глаз. И это лишь первый этап использования дополненной реальности в бизнесе: качественно иная реклама.
2. Рождение новых ниш и рынков. Например, проект по совмещению фильмов и городов, в которых проходили их съемки. В итоге – человек попадает на одну улицу с героями кинолент. Дополненная реальность обещает прямо-таки фантастические «непаханные поля» на пересечении реальных образов и ИТ-инфраструктуры, поскольку каждый элемент привычной реальности теперь может быть дополнен соответствующим информационным слоем, автором которого может быть сам пользователь!
3. Оптимизация широкого спектра задач бизнеса. Не вызывает сомнений, что уже упомянутый пример с виртуальной одеждой позволит интернет-магазинам работать с клиентами и их запросами на совершенно ином уровне.
Очевидно, что оптимизм инвесторов и разработчиков, связанный с появлением дополненной реальности, оправдан, и в скором времени наиболее продвинутые пользователи будут жить и работать в другом мире (разработчики без ложной скромности называют этот гибрид «Человек 2.0»). Доктор физико-математических наук Зайцев Сергей Иванович из ИПТМ РАН (Черноголовка) представил международный проект, направленный на создание технологии производства AR-очков с самосветящимся (т.е. очень ярким) микро-дисплеем. Вес практически совпадает с весом обычных очков за счет использования плоской (дифракционной) оптики. Монохромный вариант будет готов через год-полтора, полноцветный - через три года. В проекте, бюджет которого 3,5 млн евро участвуют 7 европейских организаций и одна российская – ИПТМ РАН.
Эксперты круглого стола сошлись во мнении, что неизбежность мира дополненной реальности не означает, что он наступит завтра. Действительно, можно полагать, что судьба технологии в чем-то повторит судьбу Интернета. Необходимость в инфраструктуре и соответствующем уровне аппаратных решений еще долго будет тормозить процесс всеобщего совмещения информационных слоев. Простые решения будут преобладать, а интуитивное интерактивное взаимодействие с виртуальной информацией придется подождать.
Все сказанное выше – лишь некоторые тезисы из озвученного на круглом столе. Исследование, проведенное Высшей школой маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, охватывает вопросы потенциального спроса на существующие и будущие инновационные разработки в области дополненной реальности. Эксперты Школы представили основные характеристики рынка технологии, тенденции, динамику развития, структуру, а также продуктовые и потребительские сегменты.
Спасибо всем, принявшим участие в мероприятии!
Познакомиться с полной версией нишевого обзора рынка «Многослойное представление информации (дополненная реальность)», подготовленным Высшей школой маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ по заказу ОАО «Российская Венчурная компания».
Презентация исследования на круглом столе
Видеозапись мероприятия