• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тренды SMM 2021 года

Ниже представлены наиболее значимые аспекты, с которыми придётся считаться специалистам в SMM в 2021 году и использовать в стратегии продвижения.

Содержание:

  1. 1. Охваты — всё ниже и хуже
  2. 2. Бесконечный фестиваль коротких видео
  3. 3. Покупки, не выходя из соцсети
  4. 4. Естественность — новый чёрный
  5. 5. Онлайн-вещание — новая нормальность
  6. 6. Регулирование и законодательный контроль
  7. 7. Геймификация контента

Сегодня social media marketing стал привычным и даже приоритетным направлением продвижения для многих компаний. В начале каждого года профессиональное сообщество разбирает новшества и акценты в работе на предстоящий период. Вот и эта статья не исключение, где представлены тренды SMM в 2021 году. Но так было не всегда. Сегодня кажется, что социальные сети присутствуют в жизни почти каждого человека уже многие годы, однако практика SMM насчитывает не более десяти лет. 

Первые социальные сети появились еще в конце прошлого века, но по-настоящему они стали популярны только в конце нулевых годов этого столетия. Тогда в них преимущественно акцент был сделан на текст, а иллюстрации играли второстепенную роль. Тогда же и зародилось отдельное ответвление развития соцсетей в виде краудсорсинговых медиа, где сами пользователи пишут и обсуждают экспертные материалы. Наиболее яркими примерами таких ресурсов являются Medium и Хабр. О публикации видео тогда не было и речи. Соцсети просто не предполагали такую возможность. 

Естественно, что на начальном этапе соцсети рассматривались бизнесом как дополнительная и бесплатная возможность публикации рекламы или даже, скорее, продолжением активности в сфере связей с общественностью (PR). Ключевой задачей для SMM было создание брендированных групп и по возможности быстрое наращивание аудитории фолловеров. Можно сказать, что именно в то время стали массово появляться фейковые аккаунты и боты. Их активно стали нагонять в качестве аудиторий сообществ. Так что, было вполне нормальным явлением увидеть корпоративный аккаунт, созданный не более месяца назад, в ленте которого с трудом можно было найти три поста, но при этом с числом подписчиков за несколько тысяч, а то даже и десятков. 

Постепенно визуальный контент стал теснить текстовой. Так в самой лаконичной социальной сети Twitter появилась возможность прикреплять фото. А когда появилась опция размещения видео, то конкуренция за подобный контент между соцсетями только усилилась. Видеопосты имели и продолжают иметь лучшее распространение, чем обычные — с фотоиллюстрацией. 

Кстати, и с охватами ранее обстояло дело гораздо лучше в социальных сетях, чем сейчас. Конечно, 100%-ные показатели были редкость, но доля подписчиков, увидевших информацию, была значительно выше нынешних уровней, поэтому функция SMM в компаниях сосредотачивалась в основном на создании контента, планировании его публикаций и сборе пользовательских реакций. Но постепенно соцсети, стремясь повысить уровень монетизации своей деятельности, довели долю органического охвата до минимальных значений. 

Но вернёмся к современной реальности SMM-деятельности. Чтобы лучше понимать природу актуальных тенденций, определяющих акценты в работе по продвижению, следует отметить, как выглядит топ-5 самых популярных платформ социальных медиа в России. На первом месте находится Вконтакте, на втором — YouTube, третье — Одноклассники и на четвертом — TikTok. Надо признать, что на актуальные нынче тренды значительное влияние оказала пандемия 2020 года и изоляционные меры стран, которые заставили пользователей пересмотреть манеры использования социальных сетей. Давайте посмотрим на наиболее существенные аспекты, с которыми придётся считаться специалистам в SMM в 2021 году и использовать в стратегии продвижения. 

1. Охваты — всё ниже и хуже

Вектор развития соцсетей на зарабатывание денег вместе с ростом количества пользователей и генерируемой ими информации ведёт к снижению органических охватов постов. Все платформы соцмедиа так или иначе модерируют контент и старательно выдавливают всевозможные сторонние сервисы, которые зарабатывали или продолжают пытаться это делать на использовании обходных путей для продвижения публикаций. Процесс увеличения подписчиков стал настоящей болью для СММ. Теперь это требует системного взгляда, продуманности и большей аккуратности в ведении аккаунтов. 

Чтобы сохранять органические охваты, необходимо постоянно поддерживать активность аудитории в аккаунте, использовать по возможности весь спектр доступных в конкретной соцсети форматов размещения контента. Помимо этого, следует мотивировать реакцию и действия подписчиков, чтобы получать больше показов. Общая тенденция такова, что необходимо постоянно держать аудиторию в тонусе, находить баланс между коммуникацией, развлекательным интерактивом и общением людей с аккаунтом и друг с другом в комментариях, а также стремиться избегать жалоб и попадания в теневой бан.

2. Бесконечный фестиваль коротких видео

Речь не только о TikTok, который основан на формате коротких видеосюжетов и активно набирает свою популярность в стране. Для других медиаплатформ стало предметом зависти внимание аудитории, которое получила данная соцсеть. Всё это говорит в пользу того, что видео активно завоевывает доминирующее положение в коммуникациях в социальных сетях, при этом становясь самым демократичным «языком» изложения, доступным абсолютно каждому человеку. Аналогичные форматы постов тестируют и запускают другие соцсети. Функции «клипы» появилась в ВКонтакте на YouTube — Shorts, а Snapchat запустил Spotlight. 

3. Покупки, не выходя из соцсети

Представители малого и микробизнесов уже давно приспособили социальные сети для осуществления своих продаж. Но в большинстве случаев они пока используются как витрины, где можно увидеть сам товар и описание к нему. Тем не менее, сами соцсети ведут разработки механизмов, которые уже, скорее всего, в этом году позволят пользователям не только рассматривать, но и оплачивать и оформлять заказы сразу на месте. 

С запуском удобного функционала соцсети станут в том числе полноценной платформой для маркетплейса. В этом случае уже не только малый бизнес будет реализовывать онлайн-продажи без создания собственных интернет магазинов, но и крупные компании будут активно расширять свои каналы распределения и системно интегрировать функцию СММ с продажами.

4. Естественность — новый чёрный

Для соцсетей до недавнего времени было характерно транслировать идеальный,  гламурный, почти сказочный мир в постановочных фото. Специально снятые для этого апартаменты, номер в дорогом отеле, фотостудия с декорациями, взятый в аренду роскошный автомобиль или даже букет цветов и т.п. — всё это было обычной историей для тех, кто желал привлечь внимание и большого количества лайков. 

Однако 2020 год с пандемией и самоизоляцией положил начало переломной тенденции в подаче контента в социальных сетях. Очень быстро сошли на нет сюжеты с демонстрацией модных купальников с солнечных пляжей, дизайнерских платьев на светских мероприятиях и т.п. Их заменили домашние фотографии в обычных нарядах в окружении семьи. Неожиданно искренность и похожесть звёздных блогеров на обычных людей понравились аудитории ничуть не меньше фееричной, красивой и блистательной жизни. Так что, если постановочность сюжетов будет присутствовать в постах и дальше, то она определённо будет усердно маскироваться под повседневность. 

5. Онлайн-вещание — новая нормальность

Карантин приучил людей не бояться видеокамеры. Видеоконференции по работе, онлайн-мероприятия, дистанционная учёба, гостевые эфиры и т.п. изменили отношение человека к потоковому видео и смартфону как инструменту для трансляций. Теперь не обязательно куда-то ехать, чтобы увидеть помещение под офис или квартиру, разглядеть автомобиль в мельчайших деталях, совершить экскурсию, познакомиться с экспозицией делового мероприятия и т.д. Всё это стало привычно и удобно делать онлайн с использованием стриминга видео. 

Соцсети достаточно быстро сориентировались в период пандемии, чтобы предоставить функционал трансляций для своих пользователей. Всё больше и больше товаров и услуг продвигаются через стриминг. Покупки, поддержка клиентов и помощь в установке и настройке их приобретений активнее стали делаться в режиме видеотрансляций. 

6. Регулирование и законодательный контроль

В обществе давно есть претензия к интернету, что в нём находится множество недостоверной информации. С развитием технологий искусственного интеллекта и машинного обучения количество фейков выросло многократно и соцсети являются основным каналом их распространения. Претензии к социальным платформам в отношении безопасности данных, приватности частной жизни, распространения ложной информации и т.д. звучат всё чаще и громче в разных странах. Сразу много факторов сошлось в одном месте, которые заставили операторов соцсетей и государственные органы во всём мире пересмотреть своё отношение к свободе пользователей. Конечно, тут нет единодушия у всех участников, но очевидно, что движение в сторону регулирования началось и его уже не остановить. 

7. Геймификация контента

Люди устали от обилия публикаций любых форматов. Когда его много, то обычные публикации практически не вызывают интереса и пролистываются механически в ленте. К тому же сами соцсети настраивают свои алгоритмы так, чтобы активнее показывать пользователям контент, с которым они лучше взаимодействуют. Игровые механики становятся наиболее популярными у пользователей всех возрастов, а интерактивность коммуникации — это то, что сейчас находится в приоритете у СММ. 

Брендам ничего не остаётся, кроме как следовать этому тренду. Для функции СММ актуально не просто активно вовлекать аудиторию в игру, а применять принцип прагматичной геймификации. В этом случае в развлекательной игровой форме происходит изучение свойств бренда и обучение пользованию им.  

Наверное, вы обратили внимание, знакомясь с трендами, что работа в сфере маркетинга в социальных сетях становится сложнее. Сегодня уже трудно работать в профессии без специальных знаний. Надо знать много нюансов, которые могут оказать обратный эффект задачам продвижения товаров и услуг. Всё это требует новых компетенций от SMM-менеджера, чтобы не только эффективно работать на результат, но и в подготовке контента соблюдать принцип «не навреди!». Познакомиться с самыми последними практиками и освоить навыки продвижения можно на программе профессиональной переподготовки «Цифровая стратерия в маркетинге» Центра развития компетенций в маркетинге Высшей Школы Бизнеса НИУ ВШЭ

Читайте также

  1. Показатели эффективности SMM
  2. Критерии эффективности труда маркетолога
  3. О профессии performance-маркетолог