• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Две программы Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ признаны в Европе

Программа повышения квалификации «Маркетинг для профессионалов» и программа профессиональной переподготовки Master in Marketing аккредитованы Европейской маркетинговой конфедерацией. Теперь их выпускники, завершив учебу и сдав дополнительные экзамены, смогут получить сертификаты, признаваемые европейскими компаниями, в том числе представленными в России.

Зачем нужна аккредитация?

Европейская маркетинговая конфедерация (EMC) со штаб-квартирой в Брюсселе — одна из самых авторитетных маркетинговых организаций в мире. Она разрабатывает отраслевые стандарты, а ее сертификационная платформа признана в Европе в качестве стандарта квалификации специалистов по маркетингу, продажам и продвижению.

В рамках процедуры аккредитации европейские коллеги анализировали учебно-тематические планы программ Высшей школы маркетинга и развития бизнеса (ВШМиРБ), примеры кейсов, которые разбирают слушатели, темы итоговых проектов, причем необходимо было доказать, что эти проекты основаны на работе реальных компаний. Также требовалось доказать, что преподаватели программ сами работают в бизнесе.

Программа «Маркетинг для профессионалов» аккредитована на 5-й уровень квалификации EMC (Junior Marketing Manager), программа Master in Marketing — на 6-й уровень квалификации EMC (Marketing Manager). Всего в системе аккредитации ЕМС семь уровней. Аккредитация действует до 1 ноября 2022 года.

«С 2014 года в системе дополнительного профессионального образования перестали существовать дипломы и удостоверения российского государственного образца, — говорит директор Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ Оксана Жгун. — Поэтому сейчас для подтверждения качества программ аккредитация известной профессиональной ассоциации так же важна, как и репутация университета, где эти программы реализуются».

«Маркетинг для профессионалов»

Программа «Маркетинг для профессионалов» продолжительностью 5 месяцев рассчитана на маркетологов с разным опытом работы, в том числе, для начинающих. Сюда приходят и молодые ребята, и люди с опытом в бизнесе, в том числе с серьезным техническим образованием, решившие переквалифицироваться.

На этой программе была отработана методология, которая сейчас используется и на других программах, рассказывает декан ВШМиРБ Татьяна Комиссарова. В ее основе — работа с маркетинговым планом, навык, которым должен обладать каждый маркетолог вне зависимости от профиля компании, где он работает. Есть европейский стандарт маркетингового плана, которого придерживаются в школе.

Каждый модуль программы — это часть маркетингового плана, в том числе анализ внешней среды, анализ конкурентов, анализ тенденций рынка и так далее. Слушатели в группах по 3-4 человека составляют маркетинговый план на материалах предприятия, где кто-то из них работает. По окончании курса обучения каждый слушатель защищает маркетинговый план своей организации.

Master in Marketing

Вторая аккредитованная программа — Master in Marketing — была разработана четыре года назад, когда ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов предложил подразделениям дополнительного образования открывать программы для студентов университета, давая им скидку на оплату обучения. ВШМиРБ была первой, открывшей программу в расчете на старшекурсников бакалавриата, получающих основное образование по социологии, политологии, психологии и другим наукам. «Для политологов была предложена специализация по маркетинговым коммуникациям, для психологов — в области поведения потребителя, для социологов — по маркетинговым исследованиям, поскольку представители этих направлений часто идут работать в нашу сферу, едва ли не половина выпускников социологических факультетов работает в маркетинге», — рассказывает Татьяна Комиссарова.

Однако наибольшей популярностью эта программа стала пользоваться у студентов других московских вузов, в том числе МГУ, РГГУ, РЭУ им. Плеханова. «Для них это возможность быстрой капитализации своих знаний, карьерного роста благодаря применению социологических, политологических, психологических и иных компетенций в практической работе маркетолога», — считает Татьяна Комиссарова.

К моменту окончания программы слушатели уже должны иметь диплом бакалавра. Но программа открыта не только для студентов, но и для выпускников вузов, людей из бизнеса.

В основе любой программы ВШМиРБ — проектное обучение. Так, на программе Master in Marketing проектное обучение ведется в трех мастерских поочередно.

Первая мастерская — это разработка и защита маркетингового плана, как и на программе «Маркетинг для профессионалов».

Вторая мастерская связана с моделированием поведения потребителей. Изучая психологию потребителя, слушатели определяют, что необходимо сделать для формирования спроса на тот или иной продукт. На этой мастерской каждый слушатель защищает индивидуальный проект с описанием такой модели.

Третья мастерская — это специализация, сейчас их две — бренд-менеджмент и маркетинговые коммуникации.

Выпускная работа слушателя программы — это индивидуальный проект, разработанный на основе опыта конкретной компании. Есть примеры коллективных проектов — их, как правило, выполняют несколько человек из одной фирмы, направленные на учебу работодателем.

Без лекций

Базовые знания маркетинга слушатели ВШМиРБ получают не на очных лекциях, а онлайн — это высвобождает время для практических занятий. Лекции преподавателей школы на необходимые темы размещены на открытой образовательной платформе «Универсариум». Все, кто приходит учиться в ВШМиРБ, вне зависимости от выбранной программы должны их прослушать и выполнить итоговые задания.

Менторы

Для преподавания на программах дополнительного профессионального образования нужны не только университетские профессора, но и практики из бизнеса.

Несколько лет назад в ВШМиРБ решили сформировать школу менторов из своих лучших выпускников — тех, кто является приверженцем современной методологии маркетинга, которую школа развивает в России, и готов с ее помощью работать со слушателями. Сейчас менторы преподают на всех восьми программах школы, включая аккредитованные в EMC. Всего их около 40 человек, они работают на разных рынках, и опыт работы у многих из них тоже связан с разными рынками (в профессиональной среде считается, что чем больше рынков прошел маркетолог, тем выше его профессионализм). Чтобы стать ментором, нужно пройти серьезный отбор и обучение по программе в «школе менторов». На программе «Маркетинг для профессионалов» менторы составляют 80% преподавательского состава.

ВШМиРБ привлекает к учебному процессу и тех своих бывших слушателей, которые не являются менторами. Если при подготовке дипломного проекта кому-то из слушателей необходима внешняя экспертиза по конкретному направлению, будь то финансы или продажи, школа приглашает эксперта из числа своих выпускников.

Будущее

За последние два года маркетинг изменился больше, чем за последние двадцать лет, считает Татьяна Комиссарова. С появлением искусственного интеллекта отдельные функции маркетинга преобразуются, и значительную часть аналитической работы берут на себя машины. Так что самые важные компетенции современного маркетолога — уметь ставить задачи машинам и предлагать креативные решения.

Два года назад ВШМиРБ организовала дискуссионную площадку «Маркетинг-2020», где каждый месяц обсуждались изменения: новая тенденция или технология в сфере маркетинга. По результатам разработана дорожная карта развития компетенций в маркетинге до 2025 года, так что в школе есть понимание, какие из них должны получить ее слушатели. В числе новшеств, которые планируется ввести в ближайшее время, — две новые специализации на программе Master in Marketing. Одна из них будет посвящена умению работать с Big Data и искусственным интеллектом, вторая — дизайну эмоций.