Искусственный интеллект сделает маркетинг эффективнее, но выживут не все.
06 июня Высшая школа маркетинга и развития бизнеса провела дискуссию «Вклад искусственного интеллекта в изменения функции маркетинга». В ней приняли участие Сергей Шумский, член совета директоров ЗАО «Айкумен ИБС», соучредитель «Отраслевого союза Нейронет», руководитель направления Нейроассистенты дорожной карты «Нейронет» НТИ, Евгений Соколов, зам. руководителя департамента больших данных и информационного поиска, НИУ ВШЭ, руководитель группы качества рекомендаций и анализа контента, Яндекс.Дзен и Павел Попов, инженер системотехник, основатель компании ROBO-DESiGN. Провела профессиональное обсуждение Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.
Маркетинг входит в новую эру, где на помощь маркетологам приходит искусственный интеллект (ИИ). ИИ поможет автоматизировать коммуникационные кампании, создавать новую, более сильную связь между брендами и потребителями, и в конечном счете приведет к гиперперсонализированному опыту, вызывающему сильные эмоции. Правда, побочным эффектом этого будет то, что в профессии выживут не более 20% наиболее талантливых и креативных, отвергающих шаблоны из кейсов.
Тем не менее, не стоит бояться искусственного интеллекта, так как это всего лишь инструмент, позволяющий маркетологам с помощью статистических наблюдений и машинного обучения обнаруживать разрывы — черные дыры, где коммуникация не достигает потребителей и не работает на реализацию из нужд. Развитием этого направления станет контекстный маркетинг, который будет принимать во внимание ситуацию вокруг потребителя, его настроение и делать соответствующее рекомендательное предложение.
Сергей Шумский: «Люди мыслят линейно, в то время как прогресс развивается экспоненциально. Мы переоцениваем ближайшую перспективу и недооцениваем дальнюю. Вполне возможно, что в скором времени реклама отойдет на второй план, а может, исчезнет насовсем. У каждого из нас появится персональный машинный агент с искусственным интеллектом, который будет рекомендовать нам обратить внимание на тов или услуги . Человеческие эмоции всегда на виду, поэтому агенты в первую очередь будут реагировать на них и делать соответствующее предложение.
Машины не креативны. Первая ступень развития искусственного интеллекта — это понимание текущей ситуации без отсылки к истории её развития. Этот этап займет первые пять лет. В последующую пятилетку компьютерный мозг будет развиваться в области принятия решений. Вот тогда агенты будут предлагать нам решения в соответствии с нашими индивидуальными предпочтениями ».
Евгений Соколов: «Следует оговориться, чем является машинное обучение. Это извлечение закономерностей и построение выводов на основе статистических данных, а не по экспертным оценкам. Хотя об искусственном интеллекте начали говорить еще в середине прошлого века, его бурное развитие происходит последние 10 лет. Связано это со значительным удешевлением доступа к данным, инструментов их сбора, а также устройств их хранения и обработки.
Уже сегодня искусственный интеллект имеет 3 рычага, чтобы оказывать влияние на качество маркетинговой функции в компаниях. Первая — это автоматизация взаимодействия с потребителями, когда компьютер может самостоятельно определять оптимальные периоды взаимодействия с различными микросегментами потребителей и осуществлять её в заданные интервалы, вторая — это улучшение рекомендательной системы, т.е. построение сложной системы взаимосвязи между покупками и формирование предложений для сопутствующих покупок, и третье — это прогнозирование оттока клиентов и реализация корректирующих коммуникаций для исправления ситуации».
Павел Попов: «Отличие роботов от маркетологов в том, что они могут обеспечить прямой контакт с потребителями и дать четкий ответ, кто является целевым потребителем той или иной компании. Машина даже с не самой совершенной системой распознавания людей гораздо точнее определяет пол, возраст покупателей».