Итоги круглого стола "Конец консьюмеризма?"

13 октября 2015

Видеозапись круглого стола.

7 октября Высшая школа маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ совместно с исследовательским холдингом Ромир провели традиционную осеннюю встречу в рамках проекта «Потребители и рынки: тренды развития». К участию  в мероприятии было приглашено превое российское тренб-бюро  Trendsquire.  Участникам круглого стола была предложена тема для обсуждения  «Конец консьюмеризма?»

 

Материалы экспертной дискуссии «Поведение потребителей во время кризисов» от 18 июня 2015г. в рамках проекта «Потребители и рынки: тренды развития» можно посмотреть здесьhttp://goo.gl/derxdb, видео размещено на канале Школыhttps://goo.gl/aGSF4e

 

Модератор дискуссии – Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ

 Ситуация в России не благоприятствует экономическому настроению  потребителей. Многие компании на сегодняшний день стремятся понять на чем они могут зарабатывать в будущий период. Компании были избалованы тем, что потребитель будет покупать все то, что они предлагают. К сожалению, экономическая ситуация совпала с циклом падения интереса потребителя к новым вещам.

Маркетологи утрачивают привычные рычаги влияния на потребителей. Это самое важное, о чем необходимо сегодня говорить. Российское население стало очень трезво смотреть на свои расходы. Все это стало предпосылками сегодняшней темы круглого стола «Конец консьюмеризма?»

 Евгения Рубцова, директор по коммуникациям исследовательского холдинга Ромир

 Нынешний кризис стал куда более ощутимым и чувствительным для российского потребителя. Двухкратная девальвация рубля, рост цен и инфляция на фоне сокращений персонала и зарплат заставили потребителей коренным образом поменять свои привычки и поведение.

 Экономия коснулась практически всех сфер жизни и потребления россиян. Наши соотечественники стали более настороженно относиться к кредитам, отказываются от платных медицинских услуг и образовательных программ, сокращают расходы на развлечения и отдых, на покупку одежды и еды в целом, не говоря уже о деликатесах. Балуют себя россияне гастрономически теперь все больше домашними заготовками, объемы производства которых в текущем году почти 40% российских семей увеличили по сравнению с прошлыми годами.
Скачать презентацию

 

Афанасенко Инна , руководитель департамента панельных исследований холдинга Ромир

Скан-панель домохозяйств Ромир также фиксирует различные стратегии экономии, которые потребители начали практиковать в текущем году. Например, почти половина горожан (44%) можно отнести к категории «Оптимизаторов», которые отказываются от покупки дорогих марок и категорий, отдавая предпочтение более дешевым альтернативам. Еще четверть потребителей (26%) применяют рациональный подход к ежедневным покупкам. Они составляют списки перед походом в магазин и стараются приобретать только те товары, которые реально могут употребить. 14% семей делают запасы впрок, чтобы реже ходить по магазинам и тем самым держать расходы под контролем.

 И также появилась и растет группа, которую маркетологи уже назвали Cherry pickers. Под «сниманием вишенки с торта» подразумевается активный поиск потребителями из этой группы промо предложений в магазинах. Товары по специальным ценам и акциям, таким образом, занимают в корзинах таких потребителей порядка 50%.

Также скан-панель показывает наличие в текущем году двух групп потребителей, которые распределились в соотношении 60% х 40%. Первая – это покупатели, которые увеличили частоту походов в магазины. Они ищут лучшие цены в большем количестве торговых точек. Их средний чек при этом остается почти неизменным. Но в общей сложности их расходы растут на 20%, хотя они даже не отдают себе в этом отчета.

 Другая же группа, наоборот, сократили число походов в магазин. Их средний чек при этом увеличился почти на четверть, а общие расходы, действительно, оказались под большим контролем и сократились почти на 10%.  
Скачать презентацию

 

Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.

В завершении обсуждение предпочтения потребителей возникает ощущение, что меняется стратегия покупок, связанная со стоимостью.

Маркетологам придется по-другому смотреть на сегментацию. И это вызов российским маркетологам, которые до сих пор продают товар по цене. И это повод для дискуссии, для очень профессиональной дискуссии.

Ксения Лери,основатель и директор первого российского тренд-бюро Trendsquire

Один из новых, но давно применяемых на Западе подходов для успешного развития бизнеса заключается в пристальном изучении трендов, которые могут получить развитие в будущем. Необходимо искать инсайты, изучать тренды и использовать их на благо увеличения прибыли и процветания бизнеса. Залог успеха для российских компаний – это стратегия: приоритет российский рынок, работать системно, заранее планировать и сегментировать свою целевую аудиторию.
Скачать презентацию


Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.

 Мы хотим обучить маркетологов новой компетенции, у них есть уникальный шанс занять достойное место в компании. Новая компетенция – это предпринимательское лидерство.

Маркетологи должны вкладываться в самих себя и не только в инструменты, но и в свой собственный потенциал.

 Все эти тенденции заставили участников круглого стола задуматься о том, как следует применять классические законы маркетинга для работы в нынешних условиях, когда потребитель трансформируется в своем поведении и ценностях. Декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса Татьяна Комиссарова, которая модерировала дискуссию, предложила участникам продолжить обмен мнениями на последующих встречах.