Маркетинговая стратегия в эпоху цифровых технологий: тренды 2024 года
Рассмотрим самые значимые тренды, которые будут преобладать в сфере маркетинга в 2024 году
Содержание:
- Обзор изменений в маркетинге, связанных с цифровыми технологиями
- Тренды
- Ожидаемые изменения и прогнозы на будущее маркетинга в цифровую эпоху
Быстро развивающиеся технологии и задаваемые ими тренды цифрового менеджмента и маркетинга сегодня являются ключевым фактором успеха маркетинговой стратегии любого бизнеса. Изменения происходят настолько быстро, что для компаний важно держать руку на пульсе, адаптироваться к переменам и находить эффективные решения.
В этой статье рассмотрим самые значимые тренды, которые будут преобладать в сфере маркетинга в 2024 году. Давайте вместе исследуем, какие перспективы открываются перед маркетингом и какие стратегии могут помочь бизнесу достичь успеха в условиях постоянно меняющейся медиа-среды и требований потребителей. Итак, приступим к увлекательному путешествию по маркетинговому миру 2024 года. Добро пожаловать в переменчивый мир в эпоху цифровых технологий!
Обзор изменений в маркетинге, связанных с цифровыми технологиями
Прежде чем, открывать дверь в начавшийся 2024 год и рассказывать о трендах и переменах, давайте вспомним, что привнесли цифровые технологии в сферу маркетинга за последние несколько лет. Ведь они не просто перевернули традиционные подходы, но и открыли новые возможности для взаимодействия с потребителями. Давайте сначала посмотрим на ключевые изменения, которые оказали наибольшее влияние на маркетинговую функцию компаний и заставили говорить о цифровизации всего и вся в сфере бизнеса.
Прежде всего, появление социальных сетей открыло огромное пространство для взаимодействия с потребителями, а также возможность более глубоко изучать интересы и особенности поведения. Именно с появлением данных коммуникационных платформ в интернете маркетологам предоставилась возможность создавать и адресовать свои тагетированные сообщения конкретным группам пользователям с учётом их интересов, потребностей и поведенческой информации.
Развитие смартфонов, планшетов и прочих гаджетов дало маркетологам иное качество взаимодействия с потребителями. Мобильные приложения, мессенджеры и геолокационная реклама открыли возможности для более близкого контакта с целевой аудиторией и оперативного реагирования на её запросы. Именно гаджеты изменили игру на поле продвижения товаров и услуг, переместили львиную долю маркетинговых коммуникаций в цифровое пространство из традиционных медиа-каналов.
Сбор и анализ больших объемов данных стал важной частью маркетинговых стратегий компаний. Аналитика и прогнозирование теперь является надежной опорой в конструировании маркетинговых кампаний, а также в разработке новых предложений. Именно большие данные стали той поворотной точкой, когда компании полностью развернулись в сторону клиентов и стали выстраивать свою деятельность вокруг своих потребителей. Клиентоориентированность стала одним из ключевых критериев деятельности не только маркетинговой функции, но всего предприятия.
Насыщение цифрового пространства рекламными сообщениями привело к поиску новых эффективных способов, которые могут дотянутся до целевой аудитории, несмотря на её информационную перегруженность. Так PR-коммуникации трансформировались в influence marketing. Сотрудничество с блогерами и инфлуенсерами позволяет компаниям использовать их влияние и доверие подписчиков, эффективно рекламировать свои продукты и услуги, а также повышать узнаваемость бренда.
Технологии виртуальной и дополненной реальностей позволили создавать захватывающие интерактивные пространства, где потребители могут погрузиться в мир продукта или услуги. А на стыке цифрового и физического пространства маркетологи стали создавать новое фиджитал-пространство для обеспечения нового потребительского опыта для целевой аудитории.
Одним из недавних новшеств в маркетинге является автоматизация процессов с использованием искусственного интеллекта, которая помогает маркетологам справиться с большим объёмом данных и увеличивать скорость обработки задач и производительность маркетинговой функции в условиях дефицита ресурсов организации.
Это основные, если не сказать революционные, факторы из множества изменений, которые цифровые технологии принесли в маркетинг. Безусловно, на этом эволюционный процесс не закончился и он продолжится, требуя от маркетологов адаптации и постоянного развития новых стратегий. Чтобы оставаться успешным на рынке, важно следить за новыми технологиями и знать тренды цифрового маркетинга, чтобы диджитать маркетинговые процессы.
Тренды
Прогнозирование будущих маркетинговых тенденций непростая задача, так как интернет технологии постоянно развиваются, а поведение потребителей быстро меняется. Однако, тренды digital маркетинга 2023 дают возможность предположить, что получит развитие и будет оказывать влияние в 2024 году. Итак, на что следует обратить своё внимание маркетологам.
1. Безусловно внедрение и использование искусственного интеллекта в компаниях, в том числе в маркетинговых задачах будет только увеличиваться и получать более широкое распространение. Компании активнее и смелее будут применять ИИ для анализа данных, создания контента, улучшения клиентского опыта и оптимизации рекламных кампаний.
2. Видеоролики продолжают оставаться одним из самых популярных видов контента и эффективных инструментов продвижения, особенно среди молодой аудитории. В 2024 году следует ожидать активное использование видеомаркетинга в рекламных кампаниях, особенно короткие форматы роликов в виде сторис и шортс.
3. Инфлуенсеры набирали силу весь прошедший 2023 год, увеличивая долю в маркетинговых коммуникациях многих компаний, и в 2024 это направление маркетинга будет не менее актуальным. Блогеры с разными размерами аудиторий будут востребованы среди рекламодателей, несмотря на сложности применения закона о маркировке рекламы.
4. Широкое распространение голосовых интерфейсов и устройств делает соответствующий поиск популярнее и более востребованным у пользователей. В 2024 году следует ожидать большего интереса маркетологов к использованию голосового поиска и оптимизации контента под этот формат.
5. Тренд на использование маркетплейсов в качестве медийной площадки заметно проявил себя в 2023 году. Он продолжит развиваться в 2024 и получит более широкое распространение среди компаний, особенно работающих в потребительском сегменте. Всё чаще и чаще при поиске товаров пользователи обращаются напрямую к онлайн-ритейлерам, минуя поисковые ресурсы. К тому же, маркетплейсы идут навстречу этим тенденциям и расширяют свой инструментарий для продвижения.
6. В сфере поисковой оптимизации (SEO) акцент решительно сместился на достижение «нулевой позиции» на страницах результатов поисковых систем. Избранные фрагменты, которые часто занимают главное место в поисковой выдаче, будут ключевой целью для маркетологов в 2024 году в этом направлении цифрового маркетинга. Это не только увеличивает видимость сайта и трафик, но и повышает вовлеченность пользователей. Следовательно, оптимизация избранных фрагментов помогает зарекомендовать бренд как надежный источник информации.
7. Взаимодействие с потребителями будет активнее перетекать в мобильные приложения. Компании будут расширять их функционал, стремясь улучшить пользовательский опыт своих клиентов, а также предлагая персонализированный контент, предложения и акции.
Ожидаемые изменения и прогнозы на будущее маркетинга в цифровую эпоху
К сожалению, надо признать, что наиболее вероятное изменение в 2024 году для маркетинга и бизнеса в целом — это увеличение непредсказуемости на рынках. Прогноз на нестабильность рыночной ситуации продиктован, прежде всего, политической напряженностью в мире, которая может получить развитие в связи с проведением выборов в ряде развитых стран мира, в том числе во вовлеченных в конфронтацию с Россией. Компаниям придется постоянно делать выбор между продвижением и необходимостью пауз, когда молчание будет золотом. В такой обстановке доверие к брендам будет в центре внимания потребителей, на фоне серьезного характера большей части доступного контента.
Маркетологи снова вернутся к техникам брендинга и формирования узнаваемости бренда, поскольку товарная полка во многих категориях значительно обновилась за последние два года. Хотя основанный на данных перфоманс-маркетинг будет по-прежнему продолжать обеспечивать компаниям продажи, потребителям также очень важно будет получать не только презентацию новых марок, но и слышать обновленную стратегию хорошо известных на рынке брендов.
Тренд, который невозможно будет брендам игнорировать, — это востребованность у потребителей осязаемого опыта. Интерес к наружной и ТВ рекламе в прошедшем 2023 году в совокупности с пост-пандемийной цифровой усталостью подтверждает запрос у целевой аудитории на офлайн-взаимодействие. Брендированные мероприятия будут играть важную роль в маркетинговой стратегии, помогая установить более глубокие связи с потребителями и формировать запоминающиеся моменты.
Недавно появившиеся новые торговые марки продолжат вызывать большой интерес у потребительской аудитории, оттягивая внимание от крупных сформировавшихся брендов. Ведь прошедший 2023 год уже показал, что покупатели не только предпочитают теперь выбирать среди отечественных марок, но и определенно тяготеют к товарам небольших компаний в ущерб крупным мировым брендам.
Подбрасывают «дрова в топку» микробренды, которые активно насыщают предложение на маркетплейсах. Новые компании используют сложившиеся обстоятельства после ухода ряда международных брендов и стремятся бросить вызов устоявшимся концепциям, представлениям и потребностям потребителей. Они активно борются за сердца и умы покупателей, переключая их с привычных марок. В 2024 году микробренды продолжат использовать растущий интерес пользователей к маркетплейсам и добиваться успеха своей целеустремленностью, сосредоточив свои усилия на захвате ниш в ecommerce, использовании социальных платформ и инфлюенсеров.
И напоследок, в последние два года на фоне изменений в геополитической обстановке многие российские компании приостановили реализацию своих ESG-программ. Но 2024 год станет периодом переосмысления экологической, социальной и общественной повесток брендов и переориентацией этих проектов на внутрироссийские реалии, а также на удовлетворение запросов на новых рынках, в том числе в рамках разных международных объединений, например, БРИКС. Не исключено, что в нынешних геополитических реалиях ESG-миссией для многих брендов станет задача помогать потребителям адаптироваться в условиях международной нестабильности и оставаться счастливыми в этом безумном мире.
Автор статьи: Андрей Мамонтов, руководитель дипломных проектов Центра развития компетенций в маркетинге ВШБ ВШЭ, автор книг и многочисленных публикаций по маркетингу и маркетинговым коммуникациям.
Читать также: