• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лидерство в маркетинге: качества и навыки эффективного руководителя

Рассмотрим определение лидера в сфере маркетинга, его функциях, качествах и важности для команды.

Содержание:

  1. Определение лидерства в маркетинге
  2. Качества эффективного руководителя в маркетинге
  3. Применение лидерских качеств и навыков в маркетинговой практике
  4. Развитие лидерских качеств и навыков в маркетинге

Маркетинговые стратегии лидерства могут быть разными, но для руководителя отдела маркетинга основной принцип остается неизменным. Непрерывное развитие лидерских качеств залог успешного управления маркетинговой функцией предприятия и командой сотрудников. Чтобы соответствовать регулярно возникающим перед бизнесом вызовам рынка и возрастающим требованиям самих компаний, руководителю недостаточно только формировать эффективные маркетинговые стратегии и управлять рабочими процессами. 

В любой отрасли, а также в бизнесе, имеющим амбициозные рыночные цели, всегда востребованы профессионалы с лидерскими качествами. Можно сказать, что именно наличие сильных лидеров в команде во многом является основой способности компании добиваться успехов на рынке. По этой причине, стратегия лидерства в маркетинге — это крайне актуальная тема, на которой остановимся в данной статье.

Определение лидерства в маркетинге


Определение лидерства для руководителя отдела маркетинга стоит начать с обозначения самого понятия. Лидер — это, прежде всего, профессионал, способный направлять и уверенно вести коллег к достижению общей коллективной  цели. В корпоративном мире лидер отличается от обычных управленцев наличием следующих способностей:  


•    вдохновлять и мотивировать команду на достижение поставленных целей по росту бизнеса, развивать профессиональный потенциал сотрудников; 
•    создавать атмосферу доверия, управлять конфликтами и быть эффективным в управлении командой;
•    принимать обоснованные решения и нести ответственность за последствия этих решений;
•    уметь быстро адаптироваться к новым требованиям, быть гибким и оперативно реагировать на изменения;
•    создавать команду высококвалифицированных и мотивированных специалистов, отвечающих требованиям стоящих перед предприятием целей и задач.

В дополнение к перечисленному, настоящего лидера в маркетинге определяет ещё ряд характеристик, а именно:

  1. Видение и стратегическое мышление. Чтобы развивать бизнес, необходимо обладать чувствительностью к малейшим сигналам рынка, распознавать зарождающиеся тренды в потребительском поведении, иметь чёткое представление того, куда нужно двигаться компании в части маркетинга и какие маркетинговые стратегии применять для достижения целей бизнеса.
  2. Аналитическое обоснование принимаемых решений. От истинного лидера всегда ожидают решений высокого качества. Для этого надо иметь широкий кругозор, надсмотренность, пропускать через себя большое количество маркетинговых данных, исследований и аналитики.
  3. Эффективная коммуникация по всем фронтам. Тот, кто профессионально строит и обеспечивает взаимодействие компании с аудиторией потребителей просто обязан не менее эффективно коммуницировать с членами своей команды, коллегами, руководством и другими заинтересованными сторонами, чтобы обеспечить понимание маркетинговой стратегии и целей компании.
  4. Ориентированность на результат. Настоящий лидер в маркетинге должен быть сфокусирован на достижении ожидаемых результатов, постоянно оценивая эффективность как собственных маркетинговых действий и рекламных кампаний, так и усилий конкурентов.

Качества эффективного руководителя в маркетинге


Меняющийся конкурентный рынок заставляет работодателей регулярно пересматривать критерии успешности топ-менеджера в сфере маркетинга. Вместе с этим очевидно то, что перечень требований к лидеру маркетинговой функции компании достаточно широкий и разносторонний и совсем не ограничивается только профессиональными навыками. 

Эффективный руководитель отдела маркетинга отличается от посредственного по ряду ключевых качеств. К ним относятся:


•    Стратегическое мышление — способность определять вектор развития с учётом целей компании и существующих условий рынка, а не просто копировать собственные или чужие успешные кейсы;
•    Цифровая экспертиза — глубокое понимание ИТ и онлайн-технологий, и не только в контексте продвижения в сети, но и построения маркетинговых информационных систем, без которых эффективная работа маркетинговой функции в компании сегодня просто невозможна; 
•    Аналитический подход к принятию решений. Время интуитивных действий давно в прошлом. Любой этап в маркетинге от формулирования гипотезы о перспективном продукте до реализации маркетинговых кампаний не может осуществляться без твердых данных о реакции потребителей.
•    Эмпатия — понимание потребностей, мотивов и ожиданий разных социальных групп, из которых может состоять целевая аудитория компании.
•    Лидерство и способность мотивировать команду, создавая эффективную рабочую атмосферу.
•    Масштабируемое мышление — умение разрабатывать и реализовывать маркетинговые стратегии на глобальном и локальном уровне с учетом региональных различий.
•    Умение справляться с рыночными вызовами — способность находить инновационные решения для увеличения продаж. Речь совсем не о креативности, как может показаться. Просто порой рынок ставит перед бизнесом нелегкие задачи, на которые нет готового решения.
•    Ориентированность на результат — способность достигать поставленных целей и демонстрировать положительные результаты своей деятельности.
•    Управление маркетинговым бюджетом — эффективное распределение и оптимизация издержек для достижения максимального возврата на маркетинговые инвестиции.
•    Великолепные коммуникативные навыки — умение выражать идеи, объяснять стратегии и проекты ясно и убедительно.
•    Обучаемость — готовность отвергать прошлый опыт, быстро осваивать и включать в рабочий арсенал новые технологии, методы и инструменты.  
•    Адаптируемость и гибкость к новым условиям рынка, потребительским трендам и т.п.

Применение лидерских качеств и навыков в маркетинговой практике


Маркетинговая стратегия лидера рынка не может родиться в умах последователей и воплотиться усилиями посредственных специалистов. Удержание крупной доли рынка, поддержание высокого уровня качества товаров или услуг, укрепление превосходства перед конкурентами под силу лишь сильным лидерам в руководстве компании, в том числе в маркетинговой функции. 

Сегодня не существует волшебной палочки, которая выручает в любой ситуации и позволяет занимать доминирующую позицию на рынке. На практике руководителям по маркетингу приходится применять комплексный подход, включающий дифференциацию продуктов относительно конкурентов, укрепление портфеля брендов, захват новых рынков, инновации, постоянный фокус на меняющихся потребностях целевых аудиторий, диверсификацию коммуникационных каналов и развитие систем бесшовного взаимодействия с потребителями. 

Даже отдельные перечисленные задачи требуют существенных компетенций от маркетолога, не говоря уже про весь комплекс. Это означает, что руководитель отдела маркетинга не может организовать полноценную работу по всем направлениям в одиночку без помощи диверсифицированной команды квалифицированных специалистов. В таких условиях, только применение лидерских качеств и навыков может существенно повысить эффективность руководителя маркетинговой практики. К ключевым из них относятся: 


•    Вдохновление и мотивация. Прежде всего, лидер должен помогать подчиненным сотрудникам и коллегам видеть цель и значение своей работы, вдохновлять и мотивировать на достижение высоких результатов.
•    Способность задавать стратегическое направление развития. Речь не только и не столько про внешние стратегии, хотя это тоже важно, но и про отдельные направления работы маркетинга в компании и в целом маркетинговой функции. Ведь меняются не только потребительские привычки, но и инструменты, которыми оперируют специалисты.  
•    Наставничество. Важно не только помогать лично членам команды и направлять их в профессиональном развитии, но где-то действовать даже на опережение — планировать обучение, тренинги, которые позволят опередить конкурентов и получить над ними преимущество.
•    Создание инновационной среды. В современных условиях быстрых перемен на рынке лидер просто обязан стимулировать коллектив вести разработку новых идей и подходов к маркетингу. Креативность должна стать нормой в команде.
•    Управление временем и ресурсами. Безусловно, важно следить за расходами маркетингового бюджета и стремиться к максимальному ROI. Однако для лидера не менее приоритетно эффективно распределять ресурсы и время внутри команды для выполнения задач и достижения целей.
•    Собственная адаптация к изменениям и психологическая поддержка коллег.  Когда мир маркетинга постоянно меняется, критично не только самому быстро адаптироваться к новым трендам и реагировать на изменения в рыночных условиях, но и помогать команде без стрессов перестраивать работу с учётом перемен.

Курс Маркетинг для руководителей

Развитие лидерских качеств и навыков в маркетинге


Руководителем отдела маркетинга не рождаются, им становятся. Для этого необходимо развивать перечисленные выше навыки и качества лидера и целенаправленно и последовательно осуществлять действия, перечисленные ниже: 

  1. Определить свою карьерную цель в маркетинге. Понимание собственных профессиональных амбиций поможет профессионалу в маркетинговой дисциплине разработать план действий и настроиться на успех.
  2.  Совершенствовать свои профессиональные и надпрофессиональные навыки. Любопытство и жажда новых знаний, практик и опыта должно войти в привычку. Очень важно не «вариться в собственном соку», следить за трендами  в отрасли, профессии, на рынке. 
  3. Чередовать образование с самообразованием. У каждого способа получения знаний есть свои плюсы и минусы, поэтому следует использовать все доступные, чтобы развиваться гармонично.
  4. Регулярно выступать перед аудиториями. Навыки самопрезентации, а также публичной защиты идей и решений обязательны для любого лидера. Этому можно научиться только на опыте.
  5. Постоянно размышлять. Беда нашего быстротечного времени в том, что современное медийное и информационное окружение формирует у людей поверхностность суждений. Лидеру просто крайне необходимо воспитывать в себе исследовательский интерес к поиску глубинных фактов и причинно-следственных связей явлений. Это принесет пользу в маркетинговых решениях, в основу которых ляжет глубокое понимание мотивов потребителей и особенностей покупательского поведения.
  6. Не бояться совершать ошибки. Ошибаются абсолютно все, но далеко не каждый извлекает из неудач уроки. Согласно классику «опыт — сын ошибок трудных». Это свидетельствует о том, что на успехах нельзя чему-то научиться. Именно ошибки делают из руководителя более опытного и мудрого лидера.
  7. Строить отношения с другими профессионалами в сфере маркетинга. Это важно не только, чтобы узнавать новое от коллег по профессии, изучать их опыт и находить дополнительные возможности для сотрудничества. Всё познается в сравнении, а значит для руководителя это возможность регулярно соизмерять свои навыки и качества с теми, с кем конкурирует на рынке за внимание потребителей, а также за предпочтения работодателей. 
  8.  Стремиться к результатам. Человеческая психология такова, что часто само достижение из финальной точки некого проекта превращается в бесконечный процесс. Другими словами, идти к цели становится приоритетнее того, чтобы добраться до неё. Лидеру не стоит забывать, что от него ждут конкретный оцифрованный результат, а не только и не столько некую активность. Настоящий лидер фокусируется только на достижении поставленных целей в заданный срок с имеющимися в распоряжении ресурсами.
  9. Быть инноватором. Для лидера важно менять привычки, уметь с легкостью отказываться от предыдущего опыта ради лучших результатов. Он должен всегда смотреть вперед, а не оглядывается регулярно назад, поскольку велик соблазн почитания на лаврах.

И главное, не стоит забывать о том, что само становление лидером в маркетинге — это, как жизнь, непрерывный и постоянный процесс развития и усовершенствования навыков и качеств руководителя.

Читайте также

  1. Управление маркетингом: функции, цели и задачи
  2. Цель деятельности маркетолога в компании
  3. Плюсы, минусы и особенности профессии маркетолога