Маркетинг продукта: элементы, этапы, инструменты
В данной статье подробно рассмотрим понятие, основные компоненты, этапы, функции, предпосылки и примеры продуктового маркетинга.
Содержание:
- Маркетинга продукта - что это
- Условия запуска маркетинга продукта в компании
- Структура стратегии маркетинга продукта
- Этапы
- Когда нужен продуктовый маркетолог
- Функции
- Примеры
В современном бизнесе успешное продвижение товара на рынок требует комплексного подхода, который определяет разработанная продуктовая стратегия маркетинга. Она включает в себя набор ключевых элементов, этапов и инструментов, позволяющих компании не только привлечь внимание целевой аудитории, но и удовлетворить ее потребности. Все элементы комплекса маркетинга продукт играют свою уникальную роль в создании ценности для потребителей и формировании устойчивого конкурентного преимущества.
В данной статье подробно рассмотрим понятие, основные компоненты, этапы, функции, предпосылки и примеры продуктового маркетинга, которые помогут разобраться в его сути для эффективного применения в условиях быстро меняющегося рынка.
Маркетинга продукта - что это
Маркетинг продукта — это локомотив процесса создания, вывода на рынок товаров и услуг, дальнейшего развития и удержания их на нем. Основная его цель — сделать и представить свой продукт потребителям так, чтобы они захотели его купить.
Термин маркетинг продукта происходит от английского product marketing. Впрочем, последний в иностранных источниках чаще принято называть products management или при переводе на русский — продакт менеджмент. Всё это разные обозначения одной и той же сферы работы для продакт менеджера. Система управления в контексте продукта или в продакте, как произносят специалисты в Москве, и есть маркетинг.
Задачи маркетинга продукта включают в себя глубокое понимание целевой аудитории, конструирование набора функциональных качеств и дизайна, создание сообщений для объяснения того, как предлагаемые компанией товары или услуги могут решить проблемы этой аудитории, и стратегическое позиционирование продукта, чтобы выделиться на его среди конкурентов.
Условия запуска маркетинга продукта в компании
Для запуска маркетинга продукта в компании должно сойтись воедино ряд важных условий. К ним относятся:
1) Наличие продуманной стратегии роста. Согласно модели Ансоффа, увеличение продаж и рыночной доли предприятия тесно связано с разработкой, адаптацией и увеличением жизненного цикла продукта. Другими словами, устойчивый рост бизнеса возможен, если конкретная продукция компании рассматривается как основной инструмент взаимодействия с рынком.
2) Одобрение и поддержка руководства разработки и развития продукта в качестве одной из важных функций маркетинга компании. Такой подход обеспечит ресурсы и достаточное внимание к маркетинговым инициативам, направленным на глубокое изучение целевой аудитории и её потребностей, что в конечном счёте станет основой для совершенствования продукта и увеличения спроса на него в условиях изменчивой конъюнктуры рынка.
3) Компетентная команда специалистов, обладающими навыками сбора, обработки и интерпретации потребительских предпочтений в необходимый функционал продукта.
4) Наличие ресурсов и инструментов для проведения тестирования и получения обратной связи от потребителей о качестве получаемого опыта пользования продуктом.
5) Эффективное кросс-функциональное взаимодействие внутри компании. Очевидно, что функция продуктового маркетинга является аккумулирующим центром, задающим направление развития продукта, которое реализуется уже другими подразделениями организации: разработчиками, службами продаж, клиентской поддержки т.п.
Структура стратегии маркетинга продукта
Структура стратегии маркетинга продукта имеет следующий вид:
- Анализ окружающей среды, который включает изучение макро-факторов (политических, экономических, социальных и технологических), оказывающих влияние на сферу использования продукта и соответствующий бизнес компании.
- Конкурентный анализ дает ответы на расстановку сил среди существующих предложений на рынке, перечень востребованных характеристик продукта, отличия между ними и т.д.
- Анализ целевой аудитории позволяет посмотреть на группы потребителей в разрезе особенностей их поведения и ситуаций потребления, провести сегментацию и выявить существенные для них потребительские качества продукта.
- Цели и стратегия их достижения задают ориентиры и направление, в рамках которых планируется развитие продукта в маркетинге.
- Решения в отношении маркетинг-микса или 4P: продукт (product), цена (price), место (place), продвижение (promotion). Они представляют собой директивы по соответствующим направлениям, которые необходимо реализовать для достижения целей стратегии маркетинга продукта.
- План реализации включает перечень конкретных действий и временной график их внедрения.
- Критерии оценки результатов и периодичность контроля определяют процедуры и ключевые показатели эффективности (KPI), на основе которых будут делаться выводы об успешности реализации стратегии маркетинга продукта.
Этапы
Маркетинг продукта включает в себя несколько ключевых этапов. Они помогают не только разработать и запустить на рынок новый продукт, но и находить пути для его успешного продвижения и поддержания долгосрочной востребованности и популярности у потребителей. Основные этапы перечислены ниже:
1. Исследование рынка включает:
• Анализ потребностей и предпочтений для понимания того, что нужно потребителям, их ожидания и поведение.
• Изучение конкурентов для выявления сильных и слабых сторон представленных на рынке предложений и их стратегий.
2. Позиционирование — определение уникального ценностного предложения, которое будет отличать продукт от конкурентов.
3. Разработка продукта в маркетинге состоит из:
• Определения того, как потребности пользователей трансформируются в характеристики, функции и дизайн продукта.
• Генерации идей для нового продукта или модернизации существующего.
• Руководства процессом прототипирования, т.е. создания образцов коммерческого продукта для последующего тестирования.
• Тестирования продукта на фокус-группах пользователей для получения обратной связи и проверки гипотез.
4. Разработка стратегии маркетинга.
5. Вывод продукта на рынок включает:
• Реализацию ценовой политики в соответствии со стратегией.
• Продвижение с помощью маркетинговых коммуникаций.
• Использование каналов распределения для обеспечения доступности продукта для потребителей.
6. Сбор обратной связи от клиентов для формирования портфеля доработок для улучшения продукта и потребительского опыта.
Когда нужен продуктовый маркетолог
Продуктовый маркетолог играет важную роль в успешном продвижении и управлении жизненным циклом продукта. Опыт и знания данного специалиста позволяют компании адаптироваться к условиям меняющего спроса и эффективно удовлетворять потребности клиентов.
Ниже перечислены ключевые поводы, когда появляется потребность в продуктовом маркетологе:
- Разработка нового продукта. Если компания планирует выпустить на рынок новый товар или услугу, продуктовый маркетолог необходим, чтобы лучше определить потребности целевой аудитории, сформировать уникальное ценностное предложение и стратегию позиционирования.
- Расширение рынков сбыта. При выходе на новые географические рынки или сегменты целевой аудитории продукты требуют адаптации под культурные или потребительские особенности. Для анализа и модификации продукта нужен продуктовый маркетолог.
- Желание расти с существующим продуктом. Если у компании уже есть продукт, продажи которого не удовлетворительны, маркетолог может собрать и проанализировать отзывы клиентов, выявить слабые места и внести улучшения, которые повысят его популярность и конкурентоспособность.
- Рост конкуренции на рынке. Когда растет количество предложений от других игроков, компании важно иметь специалиста, который сможет осуществлять тонкую настройку продукта, анализировать действия конкурентов, выявлять возможности для дифференциации и разрабатывать стратегии для защиты доли рынка.
- Рост бизнеса. По мере масштабирования компании и расширения продуктового портфеля возрастает сложность управления проектами. Продуктовый маркетолог объединяет усилия разных команд (разработка, продажи, поддержка клиентов, продвижение), обеспечивая единое понимание целей и задач и управление по времени и ресурсам.
- Изменения в потребительских предпочтениях. Рынок постоянно меняется, предлагая компании новые тренды, оказывающие влияние на спрос. Продуктовый маркетолог с помощью исследований и анализа поведения потребителей, адаптирует продукт под их новые нужды.
Функции
К функциям маркетинга продукта относится:
• проведение исследований для понимания тенденций, конкурентной среды и потребностей целевой аудитории;
• определение уникального ценностного предложения и разработка стратегии позиционирования продукта на рынке;
• участие в процессе разработки продукта, включая определение характеристик, функциональности и дизайна в соответствии с потребностями клиентов;
• сегментация рынка и выделение целевых групп потребителей, для которых продукт будет наиболее актуален;
• формирование ценовой политики с учетом анализа конкурентов, ценовой чувствительности потребителей и стоимости производства;
• участие в разработке и реализации маркетинговых кампаний, включая выбор коммуникационных каналов для распространения информации о продукте;
• мониторинг и анализ эффективности маркетинговых стратегий и кампаний и необходимая корректировка действий на основе полученных данных;
• сбор и анализ отзывов пользователей для выявления слабых мест в продукте и улучшения его характеристик;
• проведение тренингов для команды продаж и поддержки, чтобы они могли эффективно донести ценность продукта до потребителей;
• управление жизненным циклом продукта;
• инициация и реализация инноваций для улучшения продукта на основе исследований потребителей, конкурентов и трендов отрасли.
Примеры
1. Мобильное приложение Т-Банка
Одна из крупнейших финансовых организаций в России стала такой благодаря запуску и развитию своего мобильного приложения. Поставив успех бизнеса в зависимость от своего ИТ-решения, банку не оставалось другой альтернативы как в рамках продуктового маркетинга изучать потребности пользователей и регулярно их воплощать в новых версиях. Это стало возможно благодаря следующим факторам:
• На основе обратной связи от клиентов команда банка регулярно обновляла функционал приложения и продолжает добавлять удобные функции и совершенствовать существующие. Это сделало главный инструмент взаимодействия банка с клиентом бенчмаркой для остальных игроков, которые начинали создавать свои приложения по образцу и подобию.
• Будучи первопроходцами, многие инновации проходили многократное тестирование и итерации для оптимизации пользовательского интерфейса и повышения конверсии.
• Приложение стало не только инструментом для банковских операций, но и платформой для маркетинга других продуктов и услуг банка, что привело к повышению лояльности клиентов и увеличению прибыли.
2. Сервисы «Яндекса»
Компания «Яндекс» активно развивает своё семейство сервисов, каждый из которых строится на принципах продуктового маркетинга. Его основные аспекты выражаются в следующем:
• Анализ данных и поведенческих паттернов пользователей с помощью продвинутых алгоритмов позволяет улучшать качество и функционал отдельных сервисов.
• Сервисы компании адаптируются к меняющимся условиям рынка, вводя новые предложения и услуги. Например, увеличение доли продуктов питания собственного производства в «Лавке», запуск специального загородного тарифа в «Яндекс.Такси» для поездок между городами и т.п. Всё это позволяет привлекать дополнительные аудитории потребителей, увеличивать её охват и продавать услуги под разные задачи пользователей.
3. Маркетплейс Ozon
Ozon — одна из крупнейших в России торговых онлайн-площадок, использует продуктовый маркетинг для управления своим ассортиментом и оптимизации покупательского опыта:
• Постоянный анализ трендов и предпочтений клиентов позволяет Ozon адаптировать предложение товаров и своевременно обновлять новые категории и составлять трендовые предложения.
• Основываясь на данных о поведении пользователей и их отзывах, компания реализует эволюцию сервиса Оzon Fresh, предлагающего экспресс-доставку продовольственных товаров своим постоянным пользователям.
Читайте также
- Роль продакт-менеджера в компании
- Современные концепции развития маркетинга
- Инновации в продукт-менеджменте: как оставаться впереди конкурентов. Инструменты и методы анализа конкурентоспособности продукта