• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пять трендов потребительского поведения в 2023 году: что учесть бизнесу

Татьяна Комиссарова, профессор практики, директор Центра развития компетенций в маркетинге ВШБ ВШЭ выступила экспертом для РБК.Тренды. Публикуем выдержки из статьи - рассказываем, какие стратегии выбирают россияне в условиях экономической неопределенности и что это значит для бизнеса.

 

  1. Россияне и разумное потребление

Сегодня можно констатировать, что этот тренд ярко выражен уже более 10 лет и очень устойчив. Проследить смену стратегии после кризиса можно на примере отношения потребителей к скидкам: в 2008 году для любого россиянина уцененный товар — это продукт с браком или истекающим сроком годности, а с 2008-го до 2014 года скидки — это просто сейл, выгодная покупка чего-то нужного и качественного. С 2014 года российская промышленность приспособилась к тому, что население ориентируется на цену - стал развиваться сектор недорогих продуктов питания и товаров ежедневного спроса. Сегодня в любом магазине на нижних полках можно найти продукцию российского производства по низким ценам. Профессионалы рынка владеют ситуацией с учетом этого тренда — умеют считать емкость рынка таких товаров, знают, как их продвигать.

  1. Распродажи как покупательская стратегия

Согласно данным Росстата о социальном положении и уровне жизни населения за 2021 год, тревожные ожидания граждан по поводу изменения стоимости товаров выросли практически в два раза: если в 2018 году 33,8% опасались роста цен, то на конец 2020 года таких было уже 57%. Внешнеполитический кризис 2022 года также не добавил оптимизма в этом плане - в октябре 2022 года около 90% российского населения сказали, что с марта их материальное положение ухудшилось или ухудшится в ближайшие полгода.

Покупательские стратегии связаны с сокращением бюджета, как следствие — потребитель ищет необходимое на распродажах. Они становятся популярными именно по этой причине: людям все равно нужны те или иные товары, и таким образом можно получить желаемое. Еще одна важная черта тренда: речь не идет о покупке впрок. Сейлы сегодня закрывают в первую очередь текущие потребности людей.

Бизнесу важно обратить внимание на текущие ценностные ориентиры потребительского поведения — это справедливость, финансовое благополучие и самостоятельность. Потребитель-2023 не терпит давления и манипуляций, поэтому рекомендуется рассказывать о товарах правду: человек должен понимать, что он покупает, каковы условия сделки, ему нужна возможность самостоятельно принимать решения.

Ключевые моменты для человека при совершении покупки сегодня: ценность денег, ценность времени и ценность ассортимента. То есть если распродажа, которая предлагает хорошие скидки, не дает широкого ассортимента, клиент, скорее всего, предпочтет другую площадку. Для него ценность ассортимента важна, потому что это ценность времени — выбрать лучшее в одном месте и не тратить лишние минуты и часы на процесс совершения покупки. Обозначенные ключевые ориентиры, по сути, являются требованиями к тем площадкам, которые предлагают распродажи.

  1. Как меняются маркетплейсы

В России уже давно работают несколько крупных маркетплейсов. Ассортимент товаров — самый широкий; лидируют продукты питания, одежда, бытовая электроника. Сектор дистанционных покупок развивается относительно давно, с 2008 года — уже выросло целое поколение потребителей, у которых всегда был интернет.

Важный тренд рынка маркетплейсов: в онлайн-магазине люди покупают так же, как и в офлайне, потребительское поведение не меняется в зависимости от формата. Покупатели хотят прийти, выбрать, примерить и заплатить только за то, что понравилось — этот тип поведения сложился за последние 5-7 лет, вне зависимости от возраста. С 2008 года маркетплейсы преодолели самое важное — они минимизировали риски потери денег для потребителя: сначала смотрите, потом платите; легкая процедура возврата товара, где потребитель не теряет свои средства; то же самое касается возврата денег. Покупать онлайн стало удобно и безопасно.

Следует отметить, что на увеличение количества онлайн-покупателей повлияло и увеличение точек получения товара — постаматы, пункты выдачи товаров всегда в шаговой доступности от ежедневных маршрутов потребителя. По данным исследования компании IConText Group на конец 2022 года, 59% покупателей маркетплейсов составляют жители крупных городов. Однако статистика свидетельствует, что прирост аудитории идет не только за счет потребителей Москвы и Санкт-Петербурга, но в больше степени за счет городов-миллионников регионов России. В связи с этим трендом существенно возрастает важность логистики: доставка товаров в регионы должна быть организована безупречно, и продавцам нужно это учитывать.

  1. Чего хотят молодые родители

Еще один из ярких трендов 2023 года — покупательские предпочтения молодых родителей, которые все больше связаны с осознанным потреблением. Родители стремятся приобрести для своего малыша лучшее, и сегодня это — экологичные продукты, одежда и игрушки из экоматериалов. Вектор заботы сконцентрирован на ребенке, но на самом деле здесь проявляется поведенческая модель самих родителей: именно для них важны вопросы переработки мусора, покупка продуктов без красителей, бережное отношение к природе.

Для производителей важно разграничить такие категории, как зож и осознанное потребление, хотя, безусловно, они взаимосвязаны. Здоровый образ жизни — это часть осознанного потребления, но поставить знак равенства между этими понятиями в России нельзя. В нашей стране сформировались три группы приверженцев зож: первая — это те, кто действительно ведет здоровый образ жизни, вторые выбирают для себя индивидуальную модель — например, не есть копчености, не пить сладкие напитки — то есть практикуют какие-то отдельные элементы, третья группа — те, кто имитирует зож, потому что это модно.

Для эффективного продвижения своей продукции производителям крайне важно писать на упаковке ее основные плюсы, особенности, которые значимы для молодых родителей. Например, что товар из продуктов, произведенных в России, — и чем конкретнее, тем лучше. По выделенным на упаковках ключевым критериям осознанный потребитель видит «свой» товар. То же самое касается игрушек и развивающих игр.

  1. Кто и как заменит ушедшие бренды

Финальный из упомянутых трендов этого года — импортозамещение. Здесь важно помнить о базовых принципах введения новых товаров на рынок. Для продукции массового спроса (еда, шампуни, кремы, зубная паста, бытовая химия и другие) известность новой марки формируется в течение 8-12 месяцев. Стабильный доход, если все сделано правильно, придет не ранее, чем через 1,5 года. Товары длительного пользования (одежда, обувь, мебель) могут завоевать известность в срок от 1,5 до 3 лет. Товары особой категории (ювелирные изделия, дорогие дома, машины) будут узнавать на рынке спустя 3-5 лет. 5 лет уйдет на то, чтобы завоевать репутацию высокотехнологичным компаниям, производящим различное оборудование, фармбизнесу, салонам красоты — то есть всем тем, чьи услуги которых должны сразу нравиться потребителям.

Сейчас основную роль играют средства, заложенные на продвижение продукта. Любой бренд сегодня существует за счет грамотного продвижения. И даже когда он уже становится узнаваемым, без рекламы не обойтись — ведь как только люди перестают получать напоминание о бренде из различных источников, они о нем забывают.

Важно помнить, что про тренды не говорят в привязке к одному году. Это более долгосрочная тенденция, длительность которой — минимум 3-5 лет. Кроме того, следует учитывать взаимосвязи между обозначенными трендами и стараться учесть их в формировании эффективной бизнес-стратегии на текущий год.

 

Полностью со статьей Т. Комиссаровой Вы можете познакомиться на РБК.