• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российский ритейл становится все более конкурентным рынком

30 ноября 2012 года в отеле «Холидей Инн Сокольники» состоялась вторая конференция ИА РБК «Драйверы и "тормоза" российского ритейла: сложности зрелого рынка».Традиционно конференция началась с обсуждения роли торговли в экономике России, перспектив ритейла на 2013–2015 годы и новых тенденций развития, наметившихся в 2012 году. Отдельное внимание было уделено изменениям модели потребительского поведения россиян, которая во многом определяет развитие отрасли.

30 ноября 2012 года в отеле «Холидей Инн Сокольники» состоялась вторая конференция ИА РБК «Драйверы и "тормоза" российского ритейла: сложности зрелого рынка». Традиционно конференция началась с обсуждения роли торговли в экономике России, перспектив ритейла на 2013–2015 годы и новых тенденций развития, наметившихся в 2012 году. Отдельное внимание было уделено изменениям модели потребительского поведения россиян, которая во многом определяет развитие отрасли.

Первая сессия была посвящена обсуждению планов развития российской розницы на  среднесрочную перспективу, трендов потребительского поведения и изменений в стратегиях производителей. Ключевым событием уходящего года стало вступление России в ВТО и связанные с этим изменения в работе ритейлеров и производителей. Спикеры сошлись во мнении, что с каждым годом ритейл становится все более конкурентной отраслью, что происходит на фоне снижения платежеспособного спроса.

Александр Борисов, генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации, проанализировал изменения, произошедшие за время развития современной торговли в России. Торговля является одной из бюджетообразующих отраслей российской экономики, отметил он, поэтому крайне важно, чтобы государственное регулирование способствовало развитию розничной торговли. «Открытие в маленьких населенных пунктах современных торговых точек, – сказал г-н Борисов, – влияет на сознание, на цивилизацию живущих там людей».

Говоря о цифрах, характеризующих розничную торговлю, Александр Борисов привел следующие показатели: 0,5 трлн руб. выдано россиянам по кредитным картам, 4,5 трлн руб. – объем выданных гражданам потребительских кредитов, около 14 трлн руб. находится на депозитах. Весь объем розничной торговли в прошлом году составил более 19 трлн руб., официальный прогноз МЭР РФ на 2013 год по темпам роста розничной торговли – около 5–6%. «Он может быть и больше, – сказал г-н Борисов, – но многое будет зависеть от того, как граждане распорядятся этими деньгами (сбережениями и кредитами)».

Владимир Бохан, член координационного совета Союза независимых сетей России (СНСР), рассказал об успешном опыте объединения небольших торговых сетей в кооперативы в ряде европейских стран (Германия, Венгрия, Франция), о создании кооперативного объединения независимых сетей в России и о возможностях, которые оно дает участникам. Планируется, что через пять лет кооперативная организация, которая сейчас строится на базе СНСР и Торгово-закупочного союза, будет занимать 10% розничного товарооборота РФ, в нее будут входить 12800 торговых точек, а консолидация закупок на всех уровнях составит 50%. Г-н Бохан подчеркнул, что рознице и производителям необходимо объединить усилия для противостояния иностранным ритейлерам и производителям, влияние которых может усилиться из-за вступления России в ВТО.

Председатель правления Руспродсоюза Максим Протасов в своем докладе рассказал о трендах развития розничной торговли с точки зрения производителя. В настоящее время наблюдается увеличение расходов на производство товаров (расходы на ФОТ, тарифы на энергоносители и транспортировку, затраты на продвижение продукции в торговые сети), что происходит на фоне снижения платежеспособного спроса со стороны покупателей. Таким образом, для производителей ситуация складывается не самым лучшим образом. С точки зрения потребительского поведения, отметил г-н Протасов, наблюдается рост продаж категории fresh (свежие фрукты, овощи, мясо и рыба), стремление к здоровому образу жизни, более сдержанное отношение к новинкам.

В своем докладе Максим Протасов коснулся такого важного аспекта, как принятие «Кодекса добросовестных практик», разработанного для регулирования взаимоотношений между поставщиками и ритейлерами. Докладчик отметил, что в ближайшее время документ будет одобрен ФАС и готов к подписанию.

Денис Соколов, руководитель отдела исследований Cushman & Wakefield, в своем докладе рассказал об основных плюсах и минусах вступления в ВТО для представителей розничной торговли. Как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе вступление в ВТО окажет положительное влияние на розничную торговлю, в меньшей степени оно коснется логистической сферы, для которой ВТО будет позитивным фактором лишь в отдаленной перспективе (5–8 лет). Поскольку потребитель становится более требовательным, а его доходы снижаются, ритейлерам необходимы новые идеи для стимуляции продаж. По мнению г-на Соколова, успех будут иметь нишевые проекты.

Большой интерес у делегатов конференции вызвало выступление Людмилы Баталовой, руководителя налоговой практики компании Sameta, которая рассказала об актуальных проблемах налогообложения российского ритейла: об обложении НДС премий, выплачиваемых поставщиками ритейлерам, о налоговом аспекте товарных потерь и взаимоотношений с недобросовестными поставщиками.

Вторая сессия была посвящена обсуждению региональной экспансии ритейлеров, перспективных направлений развития сетей, будущего электронной торговли и состояния логистического сектора, от которого напрямую зависит скорость освоения регионов.

Галина Малиборская, директор департамента торговой недвижимости Colliers International, рассказала о существующей структуре форматов торговых центров (ТЦ) и тенденциях развития этого рынка. Среди основных трендов г-жа Малиборская отметила возвращение интереса к крупноформатным объектам, активизацию сетевого девелопмента, интерес к городам с населением 300-500 тыс. человек, усиление развлекательной составляющей в ТЦ. Что касается московского рынка ТЦ, то здесь ключевым аспектом станет освоение «новой Москвы».

Денис Мыльников, директор департамента оптовых продаж и франчайзинга Finn Flare, рассказал о франчайзинговой программе развития сети и преимуществах работы с Finn Flare на основе франчайзинга.

Тема выступления Кирилла Гродинского, генерального директора «Е5.ру», была озвучена как «Онлайн-ритейл – популярные мифы и их разоблачение». Г-н Гродинский в своем докладе проанализировал наиболее популярные заблуждения относительно электронной торговли. Среди основных проблем онлайн-ритейла докладчик отметил нежелание покупателей оплачивать покупки в интернет-магазинах с помощью банковских карт, электронных платежей и прочих вариантов безналичной оплаты, высокую стоимость логистической и маркетинговой составляющих. Говоря о будущем онлайн-ритейла, г-н Гродинский отметил, что онлайн- и офлайн-ритейл будут сосуществовать, при этом доля продаж через Интернет в обороте розничной торговли будет расти, а крупные офлайн-игроки будут развиваться с помощью мультиканальной стратегии.

О проблемах и перспективах логистики в ритейле рассказал директор по операционной деятельности компании STS Logistics Максим Колчин. Среди основных проблем логистики в ритейле он выделил следующие: дефицит складских площадей, дорожную ситуацию в крупнейших городах РФ, низкий уровень централизации поставок в сетях, перегрузка имеющихся распределительных центров в пиковые дни. Г-н Колчин рассказал о возможных путях решения данных проблем с помощью 3PL-операторов.

В рамках третьей сессии участники конференции обсудили тенденции современного маркетинга, способы коммуникации с покупателем, которые предоставляют новые технологии, а также возможности мобильной рекламы.

Татьяна Дремлюга, представитель компании JosDeVries в России, рассказала о современных каналах коммуникации с покупателем, которые могут использовать ритейлеры. Новые технологии, меняющие повседневную жизнь потребителей, предоставляют ритейлерам неограниченное количество возможностей лучше представить свой товар или услугу.

В своем выступлении Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ-ВШЭ, поделилась с участниками информацией об актуальных трендах современного потребительского поведения. К основным тенденциям можно отнести изменение отношения покупателей к покупкам со скидками, снижение уровня потребления и более разумное отношение к деньгам. Сегодняшний покупатель более искушен, склонить его к покупке становится все сложнее и сложнее, что требует от ритейлеров более тщательного изучения своей потребительской аудитории.

О возможностях мобильной рекламы для ритейла рассказал Андрей Шатров, коммерческий директор компании Wapstart. В настоящее время на руках у пользователей находится 110–120 млн мобильных устройств, сказал г-н Шатров, что делает мобильную рекламу одним из передовых маркетинговых инструментов. Стоимость сервисов мобильной рекламы существенно ниже, чем на других носителях, что повышает ее ценность для заказчиков.

Темой четвертой сессии стала кадровая политика ритейлеров и необходимость формирования лояльной команды сотрудников. Модератор сессии Мария Ишкова, директор по развитию Руспродсоюза, во вступительной части подчеркнула, что проблема персонала – одна из ключевых в российском ритейле.

О тонкостях найма временного персонала рассказала Марина Брэдшоу, вице-президент по персоналу компании Wikimart. Г-жа Брэдшоу поделилась с участниками опытом компании в области привлечения временного персонала, плюсах и минусах подобной практики.

Валерия Миненкова, директор по персоналу компании «ОЗОН», в своем выступлении коснулась критериев применения в компании такого понятия, как KPI, систем обучения и мотивации персонала в высокотехнологичной компании.

В ходе дискуссии, в которой, кроме упомянутых выше докладчиков, приняли участие Елена Чеховская, директор по персоналу компании «Старик Хоттабыч», и Мария Зивтинь, менеджер по развитию бизнеса «АНКОР», обсуждались такие вопросы, как различия кадровой политики офлайн- и онлайн-ритейла, современные системы мотивации для сотрудников и многие другие.

Мероприятие прошло при поддержке Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз», Союза независимых сетей России, компаний Euromonitor International и JosDeVries. Информационными партнерами выступили порталы «Retail.ru», «CFO Russia», «Ruretail.ru», «Библиотека лояльности», ИА «ИнфоЛайн», журнал «Новый маркетинг», журнал «ПЛАС», журнал «Retail & Loyalty», Высшая школа маркетинга и развития бизнеса НИУ-ВШЭ. Первым мобильным партнером конференции стала компания Wapstart.

ИА РБК благодарит всех партнеров, докладчиков и делегатов за участие в конференции!

Дополнительная информация:+7 (495) 363-03-14, bc@rbc.ru.