• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги круглого стола «Актуальные тренды и технологии в управлении персоналом и управлении репутацией»

30 июня Высшая школа маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ провела очередное заседание в рамках открытой дискуссионной площадки «Трансформация бизнеса: наступила другая реальность».
В этот раз встреча прошла в формате круглого стола, собравшего в одном зале руководителей служб внутренних коммуникаций и HR-директоров передовых западных и российских компаний, ведущих экспертов HR-рынка, руководителей профессиональных сообществ, номинантов рейтингов и конкурсов PR и HR-проектов, собственников бизнеса, а также представителей средств массовой информации, интересующихся тематикой встречи. Участники говорили о взаимодействии и альянсах внутри компаний, о трендах и технологиях в управлении персоналом, об управлении репутацией, о кейсах трансформации бизнеса и роли в этом HR-служб. Партнером встречи выступило НП «Эксперты рынка труда».

 

Стагнирующая экономика не является приговором для бизнеса. Многие компании в условиях кризиса не просто выживают, а становятся сильнее и успешнее. Как им это удается? Какие решения нужно принимать собственникам и топ-менеджерам, чтобы адаптировать бизнес к новым экономическим реалиям? Свою позицию по этим вопросам в рамках дискуссии высказали ведущие эксперты отрасли.

 

Видеозапись дискуссии

 

Работу круглого стола открыла директор Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Оксана Жгун, которая от лица Школы поблагодарила участников и партнера встречи за то, что они нашли время и пришли поделиться своими кейсами, а также выразила уверенность в том, что обмен опытом будет продолжен в будущем учебном году.

 

После приветственной речи началось обсуждение первой темы круглого стола: «Взаимодействие служб HR и PR во времена перемен. Современные тренды и тенденции». Модератором выступил директор по бизнес-коммуникациям ГК «МИЭЛЬ» Юрий Карамаликов, сомодератором — исполнительный директор Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России Екатерина Коляда. В рамках дискуссии эксперты поделились своим профессиональным опытом в этой сфере. В пост-релизе приведены отдельные цитаты из выступлений спикеров, с полным текстом можно познакомиться в видео-формате.

 

Эксперт Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Ирина Базилева:

«Перемены не закончатся никогда. Нужно готовиться к тому, что перемены — это наша ежедневная работа. И вызов заключается в том, чтобы адаптироваться к переменам и выработать такие компетенции, которые помогут нам постоянно проводить изменения как на растущем, так и на падающем рынке».

 

Большой интерес аудитории вызвали результаты исследований по вопросам устойчивой вовлеченности персонала, а также анализ факторов, влияющих на эффективность сотрудников, которыми Ирина Базилева поделилась с аудиторией.

 

Вице-президент по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever в России, Украине и Беларуси, член совета директоров Unilever Ирина Бахтина:

«Остановлюсь на трех аспектах взаимодействия HR и PR в новых экономических условиях. Бренд работодателя — большое направление, которое традиционно ведется HR-подразделением. И традиционно HR занимал защитную, а отнюдь не маркетинговую позицию, и никакой внешней коммуникации в условиях растущей экономики от HR транснациональных компаний, банков и других крупных организаций никогда не требовалось. Сейчас ситуация поменялась на диаметрально противоположную, стало ясно, что HR-специалистам требуются компетенции по выстраиванию внешних коммуникаций и есть чему учиться у коллег из сферы PR, прежде всего, вопросам коммуникаций с внешними стейкхолдерами. Второй момент — повышение уровня вовлеченности и трансляция корпоративных ценностей самими сотрудниками, которые в них верят. И последнее — повышение квалификации. Мы сконцентрировали свое внимание на развитии лидерских компетенций и вопросах устойчивости бизнеса».


Руководитель по внутренним коммуникациям компании «Т Плюс» Оксана Критикова:

«Все мы привыкли работать в условиях роста рынка: росли зарплаты, росли доходы… Сейчас все пессимистично стали говорить о том, что кризис пришел надолго, и теперь лет 10 мы будем жить в условиях падающего рынка, и лишь иногда будут случаться «прояснения». Т.е. это принципиально иная история. Как мы можем жить в этих условиях? Только повышая эффективность. И тема вовлеченности персонала выступает на первый план. Где же быть функции внутренних коммуникаций в современных компаниях? Если компания работает на В2С-рынке, то в HR-подразделении, а вот если компания работает на В2В-рынке, то правильнее этим заниматься маркетологам и PR-специалистам, взаимодействуя с HR-подразделением уже по проекту управления вовлеченностью сотрудников».

 

Заместитель директора департамента внешних коммуникаций компании «Ростелеком» Ольга Пестерева:

«Кризисы приходят и уходят. Но то, что с нами навсегда, и то, что радикально изменяет и переворачивает все процессы в жизни общества — это его digital-трансформация. В том числе и взаимодействие HR и PR-служб. Сейчас в России 16% ВВП дают связанные с интернетом отрасли экономики. Однако реалии таковы, что 10 млн клиентов компании «Ростелеком» предпочитают ходить в офисы или обращаться в колл-центры; 8 млн пользуются личным кабинетом; 4 млн коммуницируют через сайт и соцсети. 723 человека активного медиа-бума и 150 000 сотрудников. Налицо мультифакторная и мультиплатформенная среда и два основных тренда: цифровизация и персонализация».

 

В дискуссии также выступили руководитель проектов нематериальной мотивации ООО «Вымпелком» Екатерина Разжигаева, HR-директор международного аэропорта «Внуково» Светлана Блохина, начальник управления по работе с персоналом НПО «Энергомаш» Валерий Сметанин, учредитель ООО «Страховой брокер ФинАссист» Алина Гоникман и другие ведущие эксперты по вопросам работы с репутацией и внутренним брендом.

 

Вторая тема круглого стола была сформулирована следующим образом: «Тандем CEO и HR в эпоху перемен. Трансформация бизнеса и роли HR-служб». Модератором выступил партнер компании «Тренинг-Бутик» Марк Кукушкин, сомодератором — глава комитета HR НП «Эксперты рынка труда» Марина Шалолашвили. Вступительные доклады по теме представили эксперт комитета HR НП ЭРТ Ольга Молина и Константин Бокшицкий, генеральный директор Центра управленческих инноваций им. Н.Д. Кондратьева, руководитель экспертного совета программы Executive Master in Global Business Development Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.

 

Ольга Молина поделилась своим видением ситуации:

«Отдельной HR-стратегии в отрыве от бизнеса не существует: куда идет бизнес, туда идет и HR. Придется снять корону и признаться в том, что это поддерживающая функция, насколько бы ни были прогрессивными и креативными в своих лучших практиках HR-специалисты. Надо помнить об этом, особенно в непростые для бизнеса времена. И ничего зазорного в роли координатора я не вижу. Надо слушать то, что генеральный директор определяет в качестве приоритета, собираться с силами и копать туда, куда скажут. И стараться делать вещи правильно, а не правильные вещи. Поскольку не всегда HR-директор представляет всю картину развития компании. Есть много факторов, которые будут влиять на степень участия HR в антикризисной программе бизнеса, и, прежде всего, та стартовая позиция, на которой находится HR в компании».

 

Константин Бокшицкий в своем выступлении показал закономерности в изменении отношения первых лиц к функциям HR с точки зрения самих первых лиц, в частности, отметив:

«Что нам делать, если у нас возможности зарабатывать на рынке становится все меньше и меньше? Мы вынуждены искать свои деньги внутри своих компаний. А если это так, то у нас исчезает возможность относиться к функции HR как к поддерживающей, как к чему-то, что помогает нам бизнес вести. Мы вынуждены смотреть на вас как на производственную функцию, которая должна генерировать нам некоторую стоимость. Мы вынуждены все больше и больше – пока всего лишь пытаться - измерять тот объем добавленной стоимости, который вы формируете своими активностями. Мы не можем больше принимать от вас объяснения, что вся ваша работа заключается в повышении лояльности персонала, в его мотивации, в его привлечении. Мы все чаще и чаще спрашиваем: «Сколько в рублях я заработал?»»

 

Заместитель генерального директора по работе с персоналом и административным вопросам «Сибирской генерирующей компании» Михаил Яковлев отметил:

«Я глубоко убежден, что HR должен быть бизнес-партнером для компании. HR должен знать не только свои внутренние функции, его главным клиентом должен быть генеральный директор. Плох тот HR , который не мечтает стать СЕО. HR должен очень хорошо разбираться в традиционных HR -вопросах, он должен уметь делать людей счастливыми и при этом понимать бизнес».

 

Директор центра развития руководителей корпоративной академии Роскосмоса Ольга Балашова обратила внимание аудитории на следующее:

«Госкорпорация Роскосмос — это приблизительно 180 предприятий, т.е. наша отрасль — достаточно разветвленная структура. Я работаю в корпоративной академии, которая является абсолютно самостоятельным, зарабатывающим предприятием внутри отрасли. У нас нет никаких госбюджетов. Как мы были полезны предприятию, так нам и заплатили. Я точно уверена, что на сегодняшний день вообще в HR выживут только те структуры, которые будут понимать, как осуществлять свою поддерживающую функцию. Других вариантов просто нет. Я точно знаю, что в деньгах можно подсчитать все. HR-функции не обязательно приносят деньги, но очень часто они сохраняют большие деньги».

 

С комментариями к докладам экспертов выступили учредитель и президент портала SuperJob Алексей Захаров, эксперт Высшей школы маркетинга и развития бизнеса Лариса Иноземцева, заместитель генерального директора компании «Росэлектроника» Дмитрий Митбрейт и другие эксперты по организационному развитию.

 

Специальные гости и участники мероприятия активно обменивались мнениями не только во время официальной части круглого стола, но и в ходе неформального общения в перерыве.

 

Завершая встречу, Оксана Жгун еще раз поблагодарила участников за активную дискуссию и с удовлетворением отметила, что выступления экспертов ВШМиРБ Ирины Базилевой и Константина Бокшицкого вызвали всплеск обсуждения в аудитории: «Наша школа богата экспертами, славится проектно-исследовательской позицией. Мы готовы взаимодействовать дальше и развивать другие направления, которые будут интересны аудитории. Ждем вас в новом учебном году».