Итоги дискуссии: «Корпоративные социальные порталы как инструмент распределенного лидерства»
Видеозапись круглого стола.
Модератор дискуссии Ирина Базилева, эксперт ВШМРБ НИУ ВШЭ, обозначила ключевую тему дискуссии: роль социальных инструментов в развитии распределенного лидерства. Это только одна из задач корпоративных социальных порталов, но на этом круглом столе хотелось бы обсудить именно эту задачу. Ирина Базилева также поставила несколько интересных вопросов на обсуждение:
· Может ли внедрение корпоративных социальных инструментов изменить корпоративную культуру, или необходимо сначала создать предпосылки для внедрения социальных инструментов?
· Социальные инструменты – это всегда горизонтальные коммуникации. Какова их роль во внутренней среде компании?
· Какие существуют механизмы оценки эффективности социальных порталов?
Лия Королева, руководитель направления внутренних коммуникаций Mail.Ru Group, представила два кейса: внедрение социальной корпоративной сети в компании «Энвижн Груп» и развитие социального корпоративного портала Mail.Ru Group. В компании «Энвижн Груп» существовала вертикальная иерархия, поэтому задача создания плоской коммуникационной структуры, которую должна была решить корпоративная социальная сеть, была очень непростой. Лия Королева подчеркнула, что проект оказался успешным, в первую очередь, благодаря личному участию первого лица. Также было важным на первом этапе проекта вовлечение лидеров изменений. Корпоративный социальный портал Mail.Ru Group, напротив, полностью отражает существующую в компании культуру развитых горизонтальных коммуникаций и сразу был инструментом повышения коммуникационной эффективности. Лия Королева также рассказала о механизмах оценки эффективности социальных инструментов: оценке уровня экспертного взаимодействия, качества горизонтальных и вертикальных коммуникаций.
Алина Морозова,руководитель центра корпоративных коммуникаций «Лето Банк», рассказала об опыте внедрения корпоративной социальной сети в своей компании. «Лето Банк» начал внедрение сети в самом начале своей деятельности, поэтому социальная культура компании развивалась органически, не требовалось изменения «старого» на «новое». Уникальной особенностью корпоративной социальной сети «Лето Банка» было то, что пилотный проект, благодаря активности пользователей по привлечению коллег, сразу перерос в действующую социальную сеть. Алина Морозова отметила, что социальная сеть существенно помогает разработке новых продуктов, а также эффективных решений по обслуживанию клиентов, организуя онлайн взаимодействие сотрудников клиентских и внутренних подразделений.
Марк Иланский,старший менеджер по социальным медиа компании «Вымпелком» (бренд «Билайн»), представил «Улей», новую корпоративную социальную сеть «Билайна». «Улей» - это инновационное виртуальное пространство, с элементами геймификации, представляющая многочисленные возможности для взаимодействия, общения, поощрения и игры. Но основная задача социальной сети – эффективное решение бизнес задач. Марк Иланский подтвердил мнение Лии Королевой об огромной роли личного участия первого лица для успешного развития корпоративной социальной сети.
Карина Осипова,руководитель отдела внутренних коммуникаций «Леруа Мерлен Восток» рассказала об уникальном опыте своей компании, которая при помощи корпоративного социального портала объединяет более 10 тысяч сотрудников и несколько десятков магазинов в разных городах России. Компания предоставила сотрудникам магазинов, большинство из которых не имеет рабочих компьютеров, точки входа на портал и в социальную сеть в самих магазинах, а также возможности для входа с домашних компьютеров и мобильных устройств. Отдельные магазины являются основными источниками коммуникаций и обмена знаниями. Социальные инструменты позволяют быстро растущей сети «Леруа Мерлен Восток» проводить эффективную адаптацию сотрудников новых магазинов, открывающихся в разных частях страны.
В процессе обсуждения участники дискуссии задавали разнообразные вопросы. Самыми актуальными были вопросы относительно рисков неэтичного поведения в сети, защиты конфиденциальной информации, снятия барьеров между начальниками и подчиненными, а также обоснования эффективности сети для руководителей компании при принятии решения о внедрении. Эксперты по социальным порталам Алексей Сидорин («КРОК») и Игорь Бреус ( IBM) дали аргументированные ответы на вопросы, а также практические советы по постановке целей при внедрении социальных инструментов.
Алексей Сидорин, консультант по внедрению социальных порталов компании «КРОК», помимо корпоративного социального портала своей компании, внедрял социальные порталы в компаниях клиентов. Эксперт отметил, что главной задачей социальных инструментов всегда является эффективное решение бизнес задач, обмен знаниями и развитие компетенций внутренних экспертов, – то есть развитие распределенного лидерства. Использование геймификации, fun культуры и комфортной виртуальной среды для общения – это инструменты вовлечения в проектную работу, разработку инновационных решений и формализацию комплексных знаний. Алексей также отметил, что для достижения качественной оценки эффективности необходимо наблюдение за сценариями использования. Вопрос измерений – очень актуальный, и компании пока еще экспериментируют с возможными показателями.
Игорь Бреус, консультант по внедрению компании IBM, также имеет огромный опыт работы как на внутренних, так и на клиентских проектах внедрения социальных инструментов. Корпоративная социальная сеть IBM объединяет 450 000 пользователей и является самой большой корпоративной социальной сетью в мире. Игорь Бреус отметил, что пользователи корпоративных социальных сетей подчиняются тем же правилам, что и сотрудники, работающие в открытом пространстве. Если в компании существует этический кодекс, правила соблюдения конфиденциальности, а также прозрачная коммуникационная культура, механизмы коррекции поведения работают одинаково и в реальном, и в виртуальном пространстве. Игорь также подтвердил важность личного участия руководителей в социальном общении с сотрудниками, а также уточнил, что современное лидерство определяется не иерархией, а уровнем авторитета.
Модераторы дискуссии Алексей Емельянов,партнер «КМ Alliance», и Ирина Базилева подвели итоги дискуссии:
1) Дискуссия подтвердила, что основная цель корпоративных социальных инструментов – это решение бизнес задач через развитие распределенного лидерства.
2) Для успешного внедрения социальных инструментов в российских компаниях необходима не просто поддержка, а личное участие руководителей компании.
3) Среди основных выгод от использования социальных инструментов: участие сотрудников в создании новых продуктов, рост экспертной активности, создание каналов горизонтальных коммуникаций и обратной связи, способствующих уничтожению коммуникативных барьеров между подразделениями, географически распределенными офисами, уровнями иерархии.
4) Управление рисками, касающимися возможного распространения некорректной или конфиденциальной информации, должно основываться на этических и законодательных нормах, принятых в организации. Эксперты-практики высказали мнение, что лучше, если некорректное поведение будет скорректировано коллегами внутри компании, чем оно будет распространяться вовне.
5) Инструменты оценки эффективности и другие критерии полезности социальных инструментов находятся в процессе становления.
ВШМРБ НИУ ВШЭ при поддержке участников дискуссии планирует провести следующий круглый стол для обсуждения методов оценки эффективности и полезности корпоративных социальных инструментов.