• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Материал экспертной дискуссии: «Внутренний туризм. Путешествие по России – за и против» от 19.03.2015

19 марта 2015 года Высшая школа маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ провела второе мероприятие в рамках проекта «Стагнация 2015: маркетинговые решения на отраслевом рынке». Начиная с 2014 года, внутренний туризм становится все более актуальным для россиян, многим из которых путешествие за рубеж в условиях усиления доллара и евро стало не по карману.

Дискуссию вели модераторы  Татьяна Комиссарова,  декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ и  Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров.

«Тема внутреннего туризма крайне актуальна. Сложилась уникальная ситуация, которой по моему опыту не было с 2004 года – внутренний продукт стоит дешевле, чем зарубежный. По итогам 2014 года и въездной и выездной туризм проигрывают с точки зрения спроса внутреннему туризму. Падение спроса в этих направлениях составило в среднем 40-50%. Средняя цифра прироста внутреннего туризма же наоборот составила около 30%, главным образом за счет курортов Краснодарского края.

В абсолютных цифрах по данным Росстата в 2013 году в России отдохнуло около 32 млн. россиян, за рубеж выехало около 18 млн., а в 2014 году по предварительным данным внутри России отдохнуло 40 млн., выехало за рубеж 15 млн. Таким образом объемы внутреннего туризма уже более, чем в 2 раза превышают объемы зарубежного туризма»,– прокомментировала ситуацию Майя.

Юрий Савин, руководитель департамента продаж этнографического парка-музея «Этномир» рассказал об уникальном проекте парка-музея, расположившегося в 90 км от Москвы на площади в 140 Га.

«Проект «Этномир» уникален тем, что гости могут окунуться в культуру стран Европы, Африки, Азии, Северной и Южной Америки за один уикенд. Даже отели в парке построены из тех же материалов, как в тех странах, которые они представляют. Каждые выходные мы проводим праздники и фестивали различной тематики, привлекающие большое количество посетителей. Ежегодный прирост посетителей составляет от 50 до 100% и в 2015 г. мы надеемся достичь цифры в 1 миллион гостей. При этом парк не прекращает работу и зимой, так, например, в эту масленицу нас посетило 25 тысяч человек. Мы не останавливаемся в развитии и в наших планах открыть подобные парки по всему миру».

Ирина Михайлова,  руководитель учебного департамента проекта «Этномир» рассказала об обучающих и интерактивных мероприятиях парка.

«Этномир – это в первую очередь культурно-образовательный центр. Основная деятельность направлена на знакомство с культурами, бытом, традициями стран мира через интерактив. Мастер-классы проводят хранители той культуры, которая транслируется. Есть программы летнего формата для детей. В 2014 году были запущены бизнес-лагеря, дающие возможность взрослым выйти за пределы городской суеты, а также семейные трехдневные лагеря, где дети и взрослые проходят разные программы в течение выходных, оставаясь при этом вместе с семьей. Масштаб проекта можно оценить с вертолета – у нас есть огромный лесной лабиринт с изменяемой архитектурой, способный вместить до 300 человек, питомник для собак породы хаски, вольеры с птицами, которых можно прикормить, сделать с ними фотографии, самая большая в мире русская печь, внутрь которой можно подняться и отведать пирожков».


Далее о проекте  Деда Мороза – Великом Устюге рассказала Татьяна Муромцева,  генеральный директор ОАО «Дед Мороз».

«Мы работаем на самоокупаемости с 1999 года, формируя значительную часть дохода от туристического бизнеса в Вологодской области. Наш проект соединил историю и добрую сказку – сегодня на родину Деда Мороза едут не только дети, но и взрослые. Город принимает 150 тысяч гостей ежегодно – на каждого жителя Великого Устюга приходится по одному туристу. Туристы едут не только из России, один из проектов – «Школу русского языка» посещают граждане Франции, Индии, Италии, Сербии и других стран.

Мы активно продвигаем национальный бренд, которым стал Дед Мороз, в частности выпускаем очень вкусные конфеты с узнаваемым логотипом, мороженое, газированную воду, сувениры. Несмотря на то, что на день рождения Деда Мороза 18 ноября приезжают сказочные волшебники из других регионов, наш Дед Мороз – все равно самый главный. И дети, которые к нам приезжают, понимают, что от Деда Мороза они получат письмо, а от Санта Клауса – нет. В работу почты Деда Мороза мы вкладываем значительные ресурсы. Также мы открыли большой музей поздравительной открытки, планируем открыть музей шоколада.

Мы призываем развиваться и другие регионы – например, поддерживаем Кострому как родину Снегурочки. У нас есть ночной поезд, который соединяет напрямую Кострому и Великий Устюг, поэтому за один уикенд можно посетить оба города.

Сейчас наша задача состоит в том, чтобы сформировать туристический поток не только зимой, но и в другие времена года, потому что Дед Мороз на лето никуда не исчезает и также готов радовать детей»,- рассказала Татьяна, и пригласила собравшихся лично в этом убедиться.



Оксана Булах,  коммерческий директор «Национального туроператора АЛЕАН» начала свое выступление со статистических данных.

«По прогнозам в 2015 году по России будут путешествовать более 51% россиян. Средняя продолжительность тура – 12 суток, стоимость проживания в сутки – 2560 рублей. Средняя стоимость путевки без перелета – 31 000 рублей. Средний сегмент отдыхающих в связи с кризисом уходит в эконом-сегмент, а те, кто раньше отдыхал в отелях эконом-класса, останутся отдыхать дома или поедут на дачу.

У 80% россиян отдых ассоциируется в первую очередь с пляжными курортами. Безусловно, основной поток формируют курорты Краснодарского края – всего более 1000 отелей, на первом месте Сочи, далее Анапа, Геленджик, Туапсе. Далее по популярности идут курорты Крыма. На третьем месте находится Абхазия, хотя она и не является российской территорией. Единственный полноценный лыжный курорт – «Красная поляна» стал популярным после Олимпиады, привлекая туристов со всей России. Экскурсионные направления в порядке убывания по популярности – Санкт-Петербург, это около 6 млн. туристов в 2014 году, далее Москва, Золотое Кольцо, Казань, Крым.

Потенциал у России огромный, но существует не менее огромный перечень проблем, которые невозможно решить без привлечения государства.

Во-первых, это транспортная составляющая. Для такой большой страны количество направлений небольшое, некоторые города вообще не связаны между собой, поэтому приходится летать через Москву, что отрицательно сказывается на стоимости путешествия. Положительный момент – внутренних рейсов в 2014 году стало больше, поскольку авиакомпании были вынуждены адаптироваться к сокращению спроса на зарубежные перелеты. Если раньше в городах-миллионниках было по одному перевозчику, то сейчас стало 2-3, и это благоприятно сказалось на ценах. Однако самые крупные авиаперевозчики до сих пор не заявили о своих летних полетных программах в полном объеме – боятся продешевить, видя большой внутренний спрос. Отсутствует дорожная инфраструктура для авто-путешественников, наличие минимальных удобств, что делает такой способ перемещения непривлекательным.

Во-вторых, отелей для возросшего потока туристов мало и уровень обслуживания в них низкий. Ряд отелей отреагировал на увеличение потока поднятием цен в 2-3 раза. Как правило, это отели с хорошей репутацией и небольшой емкостью. Такие отели уже заполнены на летний период на 80%.

Ситуация с количеством отелей вряд ли изменится к лучшему в ближайшее время, т.к. инвестиционная привлекательность этого бизнеса невысока – окупаемость курортного отеля, при условии, что он заполняется в сезон не менее чем на 90%, составляет 8-9 лет, для городского отеля – 6-8 лет. На стоимость содержания отеля откладывает отпечаток короткий пляжный сезон, ведь круглогодичных курортов у нас не так много. Нет целевых программ льготного кредитования и налоговых льгот, один только эксперимент с привязкой налога к кадастровой стоимости в Москве увеличил налоговое бремя в 10-15 раз. Таким образом, единственная крупная стройка была в Сочи и только благодаря Олимпиаде, в основном отели остались с советских времен.

На качество обслуживания влияет отсутствие профессионального менеджмента и низкая мотивация персонала, зарплаты здесь невысокие. Единственная попытка организовать профессиональное управление была в Сочи, но практически весь зарубежный персонал, который был завезен во время Олимпиады, уже сменился, т.к. их опыт оказался неприменим в российских условиях.

Низкая пропускная способность туристической инфраструктуры – пляжей, аквапарков и пр., может привести к тому, что повторится ситуация, которую мы видели в советских фильмах, когда на пляже будет негде присесть. Все это может привести к тому, что россияне, впервые решившие отдохнуть на отечественных курортах, в следующем сезоне сюда уже не поедут.

В-третьих, крайне слабо развита информационная составляющая внутреннего туризма – программы продвижения, интернет-порталы, которые могли бы помочь туристам путешествовать самостоятельно».

Алексей Бурочкин,  менеджер проекта «Внутренний туризм» Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ предложил перейти от обсуждения проблем внутреннего туризма к обсуждению его возможностей.

«Растет объем внутреннего туризма, увеличивается количество туроператоров, которые предлагают туры по России. В 2014 году в сравнении с предыдущим годом прирост путешественников, посетивших курорты Краснодарского края, составил 66%, курорты Крыма –  43%, подмосковные курорты – 33%. Если говорить о городах, то наибольший приток туристов ощутили города Казань 57%, Санкт-Петербург –  38%, города Золотого кольца – 22%.

Основные факторы, влияющие на туризм в наши дни – глобализация, проникновение интернета и технологизация – например, появление космического туризма.

Клиент стал более рационально подходить к выбору направления. Всего есть 4 сегмента туристов, которые мы можем выделить.

1.Туристы с низким или средним уровнем дохода составляют 45% – они посещают знакомые места, селятся в недорогих отелях, и редко посещают экскурсии, выбирая только те, о которых они потом смогут рассказать родственникам и знакомым.

2.Туристы с доходом выше среднего – 30%. Они совмещают курортный и экскурсионный отдых. Отдохнуть на пляже, а потом сходить в театр на отдыхе для них в порядке вещей.

3.Туристы с высоким уровнем дохода – 15%. Для них важна смена впечатлений за короткое время, отдых сочетается с множеством перемещений. Предпочитают индивидуальные поездки или поездки в небольших группах с друзьями и родственниками.

4.Туристы, которые хотят все попробовать на своем опыте. Сюда входят люди с разным уровнем дохода – 10%. В основном это – молодежь и люди, пробующие все новое. Для них нормально съездить на Ямал и переночевать в юрте.

Также хочется отметить некоторые интересные проекты и направления внутреннего туризма:

1. Туристический портал «Афиша Подмосковья» – здесь можно подобрать маршрут по достопримечательностям, исходя из данных о продолжительности и транспорте;

2.Ямал – здесь вкладываются деньги в развитие туризма в регионе, проводятся этнографические туры;

3. Приморье – один из красивейших регионов России. Здесь планируется организовать кластеры туристически-рекреационного типа;

4. Этнографические музеи Сибири».



Поблагодарив собравшихся за активное участие, Татьяна Комиссарова напомнила, что в Высшей школе маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ существует направление «Маркетинг территорий» и предложила представителям регионов  помощь в создании маркетинговых продуктов и проведение совместных вебинаров с Ассоциацией туроператоров .

Майя Ломидзе от имени Ассоциации туроператоров поддержала эту инициативу, и отметила, что  создание даже уникального продукта без продвижения в туризме не имеет смысла.

Публикации в СМИ:

Россия сегодня (rutoday.com), ПОЛОВИНА РОССИЙСКИХ ТУРИСТОВ "ГОЛОСУЕТ" ЗА БЮДЖЕТНЫЙ ОТДЫХ НА МОРЕ

Вести.ru, Москва