• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разные профессии: маркетолог, интернет-маркетолог и SMM-специалист

В статье ниже приведено сравнение трех основных специализаций: маркетолога, интернет-маркетолога и SMM-специалиста.

Содержание:

  1. Чем отличается маркетолог от интернет-маркетолога?
  2. Отличия интернет-маркетолога и СММ-менеджера

Обилие маркетинговых специализаций, которые появились в последнее время, вносят путаницу о деятельности каждой. Какой маркетинг нужен компании, какого вида или типа? Вопрос для многих остаётся открытым. Если концепция традиционного маркетинга еще находит понимание в компаниях, то отличия интернет-маркетолога и СММ-менеджера — далеко не всегда. Между тем, выбор правильного маркетинга и квалификации специалиста существенно влияет на результаты компании на рынке. Предлагаем в данной статье разобраться в различии профессий маркетолог, интернет-маркетолог и SMM-специалист.

Чем отличается маркетолог от интернет маркетолога?

Чем отличается маркетолог от интернет-маркетолога?

Назвав маркетолога традиционным, совсем не имелось в виду, что данный специалист старомоден и теряет свою актуальность с увеличением доли онлайн-технологий в жизни потребителей. Просто его предназначение другое. Так, чем отличается маркетолог от интернет-маркетолога?

Ключевая разница заключается в том, что сфера деятельности интернет-маркетолога находится в онлайн-среде. Все его усилия направлены на развитие присутствия компании или бренда в сети интернет. 90% времени он тратит на взаимодействие с целевой аудиторией и улучшение показателей трафика, который конвертируется в покупки. Учитывая то, что в современных условиях потребители проводят существенное время в сети, для многих сфер бизнеса может оказаться достаточным наличие интернет-маркетолога для решения основного круга задач продвижения своих товаров и услуг. 

Маркетолог же в отличие от своего коллеги по онлайн-продвижению смотрит на цели компании с позиции маркетинг-миска или 4P, т.е. четырех основных составляющих: продукт, цена, каналы распределения и продвижение. Это означает, что его взгляд шире и предполагает реализацию стратегии более высокого уровня, чем у интернет-маркетолога. Этим объясняется то, что последний может находиться в подчинении у традиционного маркетолога, задача которого продвигать предложение компании своим потребителям включает не только интернет, но и охватывает офлайн медиа-каналы. 

Таким образом, можно сказать, что интернет-маркетолог является более глубокой специализацией продвижения — одной из четырёх составляющих маркетинг-микса. Для него переход в разряд традиционного маркетинга является предметом карьерного роста и развития компетенций. В том случае, если на традиционного маркетолога в компании возлагают исключительно задачи продвижения, то тогда вместе с интернет-маркетологом они становятся дополнением друг другу, чтобы объединить усилия продвижения в офлайн и онлайн. 

Стоит отметить, что продвижение в онлайн-среде имеет ряд преимуществ для бизнеса. Это приводит к тому, что всё больше и больше денег из рекламных бюджетов компаний перетекает именно в интернет. Связано это с тем, что продвижение в онлайн даёт возможность идентифицировать пользователя и нацеливать на него персонализированные рекламные сообщения, что приводит к более высоким показателям конверсии в покупки. 

У интернет-маркетолога больше возможностей для мониторинга хода рекламной кампании почти в режиме реального времени. Это создаёт все условия, чтобы эффективно управлять распределением бюджета между различными кампаниями и каналами на основе показателя окупаемости инвестиций. В традиционных медиа-каналах такая возможность отсутствует. 

Интернет-маркетологу проще защищать свой бюджет перед руководством, поскольку онлайн-среда даёт ему возможность измерить исчерпывающий набор метрик, характеризующих качество контактов с целевой аудиторией. Всё это говорит о ярко выраженной тенденции смещения продвижения товаров и услуг в сторону интернет-технологий. Перспектива интернет-маркетолога выглядит более позитивно нежели у его коллеги, ориентированного исключительно на традиционные медиа-каналы. Точнее сказать, что в ближайшее время все маркетологи должны будут иметь компетенции продвижения в интернет и тогда разница между двумя специалистами в их квалификации исчезнет.

Отличия интернет-маркетолога и СММ-менеджера

Ещё интереснее разграничить сферы профессиональных компетенций интернет-маркетолога и СММ-менеджера. Оба работают с интернетом и часто интернет-продвижение и SMM путают между собой и подменяют одно другим. Несмотря на название своей позиции, СММ-менеджер или social media marketing manager не имеет отношение к менеджменту. Единственная причина, по которой его не называют маркетологом, — это дублирование слов. В противном случае его бы звали маркетолог по маркетингу в социальных сетях.  

Однако, вернёмся к разнице профессий. Интернет-маркетолог по роду своей деятельности озадачен обеспечением притока клиентов всеми доступными инструментами онлайн-продвижения. Для этого он использует сайт, лендинги, поисковую оптимизацию, контекстную рекламу, электронные рассылки, контентное продвижение и т.д. Направление SMM или social media marketing строит взаимодействия с целевой аудиторией исключительно на основе одного типа платформ — социальные сети. Получается, что интернет-маркетолог ставит задачи и контролирует работу по направлению СММ соответствующего специалиста. 

Подробнее различие между интернет-маркетологом и СММ-менеджером приведены ниже:

 

Интернет-маркетолог

СММ-менеджер

Основная задача интернет-маркетолога —  привлечение в онлайн-среде клиентов и их удержание. Для этого, он оперирует целым набором инструментов (лендинги, поисковая оптимизация, реклама, электронные рассылки, SMM и т.д.).

СММ-менеджер создает и развивает сообщество бренда в социальных сетях. Его главное оружие — контент. Для большего охвата постов может использовать их платное продвижение.

Использует все доступные онлайн-каналы для привлечения трафика на web-ресурс компании.

Работает с аккаунтами в одной или нескольких социальных сетях: Twitter, ВКонтакте, Одноклассники, YouTube, TikTok и других. 

Использует особенности онлайн-поведения пользователей, строит карты маршрутов потребителей, ведущих к покупке. 

Изучает реакцию аудитории, взаимодействует с подписчиками, размещает контент, делает онлайн-трансляции, проводит конкурсы, ищет и сотрудничает с агентами влияния, применяет всё, чтобы привлечь внимание людей и получить их реакцию.

Оперирует показателями охвата аудитории, конверсии, стоимостью лида, средним чеком онлайн-покупки, долей брошенных корзин, уровнем оттока клиентов, периодом возврата к повторным покупкам.  

Главным образом важны показатели охвата и вовлеченности аудитории, т.е. количество действий, совершенных пользователями в ответ на размещаемый контент. 

Резюмируя описание разницы профессий, можно сказать, что стратегия продвижения товаров и услуг интернет-маркетолога включает несколько компонентов (поисковая оптимизация, реклама, электронные рассылки и т.д.). СММ-менеджер популяризирует продукт компании на основе одного типа платформ — социальных сетей.  

В итоге можно уверенно сказать, что интернет-маркетолог представляет собой целый набор самостоятельных направлений, в которых есть место отдельным специалистам. Очевидно, что универсальный специалист в онлайн-продвижении не владеет настолько досконально и глубоко каждой специализацией. Чтобы стать профессионалом в интернет-маркетинге, возможно два пути. Первый — повысить свою квалификацию в онлайн продвижении, уже обладая опытом в маркетинге. В этом случае отдельные специализации останутся в общем понимании, но для построения стратегии и постановки задач отдельным специалистам этого будет достаточно. Второй способ подходит для тех, кто не имеет опыта в маркетинге или он несущественный. Он заключается в постепенном освоении отдельных направлений, чтобы постепенно дорасти до более универсальной квалификации интернет-маркетолога. 

Центр развития компетенций в маркетинге НИУ ВШЭ предлагает образовательные программы повышения квалификации, которые ориентированы на приобретение не только теоретических, но и практических навыков интернет-маркетинга. Со всем многообразием курсов по онлайн-продвижению можно познакомиться по ссылке

Программа "Сквозная аналитика в маркетинге"

Читайте также

  1. Показатели эффективности SMM
  2. Как начать работать в сфере SMM?
  3. О профессии SMM-менеджер. Чем занимается СММ-специалист?