• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Навыки и качества маркетолога

Навыки и качества маркетолога определяются достаточно широко, поэтому рассмотрим только базовые требования для универсального специалиста.

Содержание:

  1. Что должен знать и уметь маркетолог?
  2. Личностные и профессиональные качества маркетолога
  3. Главные качества для каждого маркетолога

Те, кто решает связать свою профессиональную деятельность с маркетингом, задаются вопросом, насколько они пригодны для этой роли. Ответ не всегда очевиден. Во многих источниках личные качества маркетолога определяют настолько широко, что возникает ощущение, что проще перечислить только те, которые ему не понадобятся точно. Причина этого в том, что помимо профессионального роста ключевые навыки маркетолога зависят от его специализации, коих в маркетинге множество. Чтобы не запутать вас окончательно, рассмотрим в данной статье только базовые требования для универсального специалиста, который способен решать основные задачи маркетинга в компаниях любого профиля. 

Ключевые навыки маркетолога

Что должен знать и уметь маркетолог?

Преобладает представление, что маркетинг — это синоним продвижения товаров и услуг. И хотя это не соответствует действительности, доля правды в данном стереотипе есть. Продвижение — наиболее затратная как в финансовом, так и временном плане часть деятельности маркетинга, да и к тому же наиболее востребованная среди работодателей. Ниже предлагаем разобрать ключевые умения и профессиональные навыки, необходимые маркетологу. Это база, так называемые hard skills маркетолога, соответствие которым подтверждает его квалификацию и, как следствие, высокую востребованность на рынке.

Что должен знать маркетолог:

  • Методы и инструменты стратегического анализа;
  • Существующие маркетинговые стратегии, их принципиальные отличия и условия применения;
  • Методы внутреннего маркетингового аудита компании;
  • Основы продуктового анализа и ценообразования;
  • Методы конкурентного анализа;
  • Способы создания потребительской ценности и разработки новых продуктов; 
  • Основные методы маркетинговых исследований;
  • Существующие каналы распределения и ключевые их особенности;
  • Современные инструменты продвижения, особенности и эффективность существующих медиа-каналов;
  • Основы когнитивной, социальной и экономической психологии; 
  • Методологию построения стратегии позиционирования; 
  • Принципы сегментирования и определения целевой аудитории;
  • Методы планирования и бюджетирования;
  • Математические и статистические методы обработки данных;
  • Метрики эффективности воздействия на потребителей, способы их определения и анализа;
  • Основы проектного управления. 

Что должен уметь маркетолог:

  • Анализировать, чтобы лучше понимать рынок, на котором работает компания; действия конкурентов; целевую аудиторию потребителей и её особенности принятия решений о покупке; результаты продвижения и продаж;
  • Критически мыслить для корректной интерпретации и формулирования обоснованных выводов, чтобы на их на основе принимать правильные решения;
  • Планировать маркетинговую деятельность и проводить декомпозицию планов на отдельные проекты и конкретные действия;
  • Презентовать планы и результаты работы, аргументировать и защищать предлагаемые решения в области маркетинга;
  • Организовывать свою работу, а при необходимости привлекать коллег и компании со стороны, ставить им задачу и контролировать их выполнение;  
  • Находить общий язык с разными аудиториями; 
  • Создавать различные рекламные сообщения для разных медиа каналов самостоятельно или с привлечением специализированных компаний;
  • Владеть широким набором офисных компьютерных программ, а также  приложениями и интернет сервисами маркетингового назначения;
  • Работать в команде.

Личностные и профессиональные качества маркетолога

Говорят, что хороший человек — не профессия. Однако маркетолог относится к той категории специалистов, где помимо профессиональных компетенций сильно важны личностные качества. Перечислим сильные стороны маркетолога, которые должны быть отмечены в его резюме. Именно их наличие отличает хорошего маркетолога от обычного.
 

Драйвовость — быть энергичным и задавать должное позитивное настроение коллегам. Маркетологи находятся на передовой линии любой компании. Они лично прокладывают путь к потребителям, а за ними следуют все остальные службы организации. От маркетинговых усилий во многом зависит, какой результат получит вся компания, поэтому маркетолог должен воодушевлять коллег на победу. 
Концентрация — умение сосредотачивать своё внимание на достижении поставленных целей. В эпоху информационного перенасыщения так много отвлекающих факторов, что несложно увлечься чем-то второстепенным, но маркетолог должен, как ледокол, сам уверенно идти и вести бизнес компании к достижению целей. 
Гибкость — умение адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. В изменчивом мире маркетологу нельзя привязываться к прошлому опыту и действовать по шаблону, даже если когда-то он оказался успешным. Специалист должен быть открытым к новым обстоятельствам, знаниям и с интересом принимать вызовы перемен.
Коммуникабельность — умение конструктивно взаимодействовать, сотрудничать  с другими на равных ради достижения высокого результата.
Креативность — творческий подход к решению своих задач. Это необходимо не только, чтобы сделать привлекательные рекламные коммуникации, но и для поиска нестандартных ходов в условиях ограниченного бюджета, которого всегда не хватает для реализации всего задуманного. 

Дополнительно следует отметить деловые качества маркетолога из разряда мягких навыков (soft skills):

Грамотность. Одна лишь грамматическая ошибка может изменить смысл рекламной коммуникации, и вся подготовительная работа и бюджеты могут быть потрачены напрасно. Дело даже не столько в том, что грамотность нужна как любому человеку при написании собственных текстов. В работе каждого маркетолога есть место процедурам согласования и утверждения рекламных материалов и макетов. На них он ставит свою подпись, а значит он и несёт всю ответственность за корректность исполнения, в том числе за грамматические ошибки. 
Многофункциональность. Сегодня маркетолог обязан совмещать много компетенций, которые могут потребоваться от него в любой момент. Например, копирайтинг, дизайн, веб-дизайн, таргетинг, аналитика и т.д. Даже если маркетологу везёт и эта обязанность обходит его стороной, всё равно он должен иметь понимание сути этих работ. Чтобы требовать нужный результат, надо разбираться, как он достигается. 
Стрессоустойчивость. Мир несправедлив и бизнес среда — не исключение. В любом провале товара или услуги на рынке первый, кто повинен, — это маркетолог. Какие бы неудачи не преследовали компанию, профессионал в сфере маркетинга не должен терять веры в свои силы и свою трудоспособность. Еще лучше, если уметь находить возможности для быстрого восстановления, чтобы поддерживать должный уровень продуктивности.  
Широкий кругозор. Сегодня необходимо быстро крутить головой и смотреть по сторонам, так как нередко эффективные решения находятся на стыке разных сфер деятельности. Это не только важно для профессионального развития, но и для лучшего понимания потребностей людей, которых обслуживает компания. 

Главные качества для каждого маркетолога

В настоящее время дисциплина маркетинга очень динамично трансформируется. Профессия обогащается новыми технологиями, которые используются для изучения целевой аудитории, анализа её взаимодействия с брендами, коммуникации с ней и анализа результативности. Более того, поведенческие паттерны потребителей подвергаются пересмотру и изменению гораздо чаще, чем когда либо. Всё это обязывает современного специалиста по маркетингу развиваться вместе с внешним окружением, в котором он осуществляет свою профессиональную деятельность. 

Можно сказать, что главным качеством маркетолога становится желание и способность постоянно учиться, совершенствоваться профессионально и регулярно заниматься инвентаризацией своих навыков, чтобы отказываться от устаревших и заменять их на новые.  

Несмотря на все изменения в маркетинге, в нём невозможно работать без фундаментальных знаний. Если вы хотите войти в профессию с системным пониманием его законов, особенностями различных рынков и бизнесов и быть готовым к решению важных маркетинговых задач компаний, то приходите учиться на программу профессиональной переподготовки «Управление маркетингом» Центра развития компетенций в маркетинге НИУ ВШЭ

Читайте также

  1. Маркетинговая аналитика: использование данных для принятия решений в маркетинге и бренд-менеджменте
  2. Расчет эффективности маркетинговых кампаний
  3. Маркетинговый план в бизнесе

 

Курс "Управление маркетингом"