• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О профессии SMM-менеджер. Чем занимается СММ-специалист?

В последнее время профессия SMM менеджер стала популярной и востребованной. Разберемся, чем занимается SMM специалист.

Содержание:

  1. SMM-менеджер — кто это и чем занимается?
  2. Профессиональные навыки СММ-специалиста
  3. Функции SMM-менеджера
  4. Основные задачи и обязанности СММ-менеджера

Вместе с появлением социальных сетей, появилась новая профессия — SMM-менеджер. Сейчас она настолько популярна и востребована, что её пытаются осваивать даже сами предприниматели. А всё началось с того, что социальные сети сделали большой вклад в популяризацию интернета. Те пользователи, которые до последнего проявляли стойкость и не видели для себя пользы в сети, охотно втянулись как только появилась возможность строить свои персональные сообщества из друзей и знакомых. А там, где есть большая аудитория людей, там обязательно появляется бизнес, который стремится вербовать себе покупателей.

Правда, надо отдать должное, что, как в любой новой профессии, в отношении SMM-manager также существует множество предрассудков и заблуждений. Прежде всего, существует мнение, что SMM-щик — это тот, кто постит красивые картинки и мемасики в аккаунте компании и отвечает за их подбор или создание. Однако это не так. Это вполне серьёзная профессия с понятными показателями эффективности своей работы.

В дополнение к столь легкомысленным стереотипам направление social media marketing привлекает многих тем, что данная специализация очень хорошо укладывается в формат удаленной работы и позволяет зарабатывать из любой точки планеты. Деятельность SMM manager не требует ежедневного присутствия в офисе, что крайне привлекательно. Тем более, становится интересно разобраться в данной профессиональной деятельности.

Что такое SMM-специалист простыми словами? SMM-менеджер — что это за профессия? Зачем нужен? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

Особенности профессии SMM-менеджера

SMM-менеджер — кто это и чем занимается?

Разбираться в том, чем занимается SMM-менеджер, следует начинать с расшифровки аббревиатуры. SMM — сокращение от social media marketing, что в свою очередь переводится как маркетинг в социальных сетях. Другими словами, суть работы SMM менеджера ограничена одной коммуникационной средой — социальными медиа площадками. Осталось выяснить, что он там делает.

Раз речь зашла о коммуникациях, то это может означать только одно, что SMM-специалист занят продвижением товаров и услуг компании. И для этого использует все доступные инструменты маркетинговых коммуникаций, т.е. рекламу, связи с общественностью, стимулирование сбыта и директ маркетинг. Давайте остановимся подробнее на ключевых активностях SMM-щика и на том, что входит в его обязанности.

Любые маркетинговые коммуникации компании требуют осмысленного подхода, который выражается в наличии стратегии. Это значит, что компания понимает возможности и ограничения медиа среды, с которой собирается работать, имеет конкретные цели, знает какая целевая аудитория её интересует, в каких социальных сетях планирует вести работу, что для этого будет делать, осуществляет плановую активность и периодически измеряет достигнутые результаты в соответствии с выбранными показателями эффективности. Конечно, как любую другую коммуникационную, стратегию продвижения в социальных сетях в состоянии разработать любой маркетолог. Но SMM-менеджер, как более узкий специалист, сделает это более квалифицированно и с должной экспертизой.

Какая-либо деятельность в части продвижения практически бессмысленна, если у компании нет брендированного аккаунта. Многочисленная аудитория социальных сетей просто не поймет от чьего лица идёт коммуникация с ними. Для SMM-менеджера важно создать этот аккаунт и формировать сообщество вокруг него, т.е. привлекать аудиторию подписчиков. Для того, чтобы они появлялись, бренд должен заинтересовать их полезным контентом и делать это регулярно, так как среда социальных сетей очень динамична.

Данные медиа платформы предоставляют множество возможностей для рекламы самого бренда и активности в сообществе. Это продвижение и самих публикаций, и мероприятий, и любого другого самостоятельного сообщения с предложением компании. Поэтому в зоне ответственности SMM-щика находится рекламный аккаунт продвигаемых товаров и услуг.

Сама природа социальных сетей подразумевает взаимодействие пользователей между собой. Несмотря на то, что SMM-менеджер представляет определённый бренд, в его задачи также входит развитие вовлеченности подписчиков коммерческой группы. Для этого, ему необходимо придумывать механику различных промоакций и реализовывать их. Это могут быть конкурсы, квесты или просто розыгрыши среди активных подписчиков сообщества.

Участники сообщества бренда не безмолвны. Они также могут активно комментировать публикации, высказывать свое мнение открыто или персонально в личных сообщениях. SMM специалисту необходимо отслеживать данную активность, включаться в неё, если есть такая необходимость, отвечать на поступающие запросы и связывать с квалифицированным специалистом компании в случае конкретного и сложного вопроса.

Многие потребители часто воспринимают социальные сети как публичную жалобную книгу. Выносить любое недовольство покупкой, обслуживанием или просто контактом с компанией на всеобщее обсуждение стало нормой настолько, что в России даже отменяют традиционные для магазинов, ресторанов, кафе, салонов красоты и прочих общедоступных мест обслуживания бумажные книги жалоб и предложений. Конечно, такие негативные отзывы не должны оставаться незамеченными.

В задачи SMM-менеджера входит организация мониторинговой функции появления подобных публикаций в соцсетях. Важно не столько моментально признать свою вину, сколько включаться в решение возникшей конфликтной ситуации с клиентом, попытаться разобраться в причинах, чтобы сгладить негатив как у автора, так и участников инициированной им беседы.

Для крупных компаний потребительского сектора работа с негативом в социальных сетях имеет большое значение. Это направление даже получило отдельное название — SMRM. Расшифровка аббревиатуры звучит как social media reputation management, что в переводе означает управление репутацией в социальных сетях.

Как видно из изложенного, что SMM-специалист занимается практически всеми видами контактов с потребителями. Вот такой получается универсальный солдат, который рулит всеми инструментами маркетинговых коммуникаций в рамках одной среды — социальных сетей.

Профессиональные навыки СММ-специалиста

Кажущаяся простота социальных сетей обманчива. СММщику нужны знания и умения, чтобы добиваться ощутимых результатов в продвижении товаров и услуг. Профессиональные навыки СММ-специалиста охватывает достаточно большой диапазон. Ему нужен правильный коктейль из технических и гуманитарных способностей. Итак, какие нужные ингредиенты надо взболтать, но не смешивать для данной специальности?

• Умение работать с разными соцсетями. В интернете существуют большое многообразие социальных медиа. Это ВКонтакте, Однокласники, TikTok, Telegram, YouTube, LinkedIn, Pinterest. СММ-специалист должен знать технические возможности и ограничения каждой социальной сети и насколько аудитория каждой подходит для стоящих задач продвижения.
• Понимание алгоритмов работы социальных сетей. Загвоздка в том, что все они их меняют с завидной регулярностью. До конца понять, как работает выдача постов, всё равно невозможно, но наблюдательность и желание уловить разные закономерности будут полезны, чтобы находить удачные решения для увеличения органического охвата аудиторий. Не менее важно разбираться в предоставляемых функциях для взаимодействия с пользователями и их интерфейсах.
• Аналитические способности. Они полезны не только для работы со статистикой постов, но и для таргетинга рекламных объявлений и проведения А/В тестов.
• Умение писать и работать со словом. Большинство соцсетей всё-таки предполагает текстовое сообщение. Интересно изложить материал, сделать информацию от бренда вкусной — это ещё не всё. Для некоторых соцсетей или форматов публикаций нужно излагать мысль кратко и ёмко. Иногда успех или провал поста зависит не только от удачно подобранной картинки, но и сопроводительного текста.
• Грамотность. В первую очередь на чём СММ-специалист может легко споткнуться, так это на некорректном написании текстов. В этом случае его ничего не спасёт от насмешек граммар-наци. Вся работа по созданию интересного поста может быть перечёркнута одной грамматической ошибкой.
• Чувство композиции и дизайн мышление. В работе СММ-менеджера постоянно присутствуют различные графические изображения, фото и видеоматериалы. От их качества зависит многое, так как картинка в первую очередь привлекает внимание пользователей в социальных сетях. Вполне нормальная ситуация, когда большинство из них СММщик делает или обрабатывает самостоятельно для применения в публикациях. Независимо от того с какими изображениями работает специалист — из фотобанка или самостоятельного изготовления, ему крайне необходимо хотя бы на минимальном уровне иметь навыки обработки, цветокоррекции и наложения слоев.
• Коммуникативные навыки. Почему это важно? Казалось, люди могут спокойно прочитать пост, вникнуть и понять его суть. Однако, чтение в социальных сетях поверхностное, так как пользователи листают новостную ленту параллельно занимаясь чем-то другим. Третий закон Фрэнсиса Чизхолма гласит, что если ваше сообщение настолько ясно, что исключает всякое ложное толкование, всё равно найдётся человек, который поймёт вас неправильно. Поэтому непонимание — частое явление. В таких случаях СММщику необходимо вступать в диалог, который в свою очередь может протекать сложно. По этой причине важно уметь терпеливо доносить в коммуникации свою мысль, ведь конечная цель всей работы СММ-специалиста — это продажи продвигаемых им товаров и услуг.

Теперь на вопрос — кто такой специалист сферы СММ, можно уверенно ответить, что это гуманитарий, который хорошо разбирается в технологических медиа платформах.

Функции SMM-менеджера

В компетенции SMM-менеджера входит два направления работ. Первое — связано с управленческим функционалом, а второе — с воплощением планов и достижением поставленных целей. Рассмотрим оба направления подробнее.

1. Менеджмент или управленческие функции:

• Формирование стратегии. SMM-менеджер — главный эксперт в компании по такому важному в наше время медиа каналу, как социальные сети, поэтому на нём лежит ответственность определения присутствия бренда в них.
• Координация активности. Работа с социальными сетями должна вписываться в общую концепцию коммуникаций компании, поэтому при проведении широких рекламных кампаний это должно находить отражение в контенте. Задача SMM-менеджера координировать эту деятельность с коллегами внутри компании, чтобы выступать единым фронтом.
• Планирование контента. Составление контент-плана для каждого используемого аккаунта в соответствии с особенностями соцсетей — эту работу SMM-менеджер должен проделывать регулярно, внося коррективы, а также обновления на следующие временные периоды.
• Управление командой и подрядчиками. Если SMM-менеджер работает не один и организационная структура данной функции в компании предполагает наличие подчиненных у него таких как: копирайтер, биль-редактор или дизайнер, или он использует для поддерживающих функций специализированное агентство, то ему необходимо осуществлять взаимодействие с ними, чтобы работа шла в соответствии с намеченным планом.
• Анализ. Речь не идёт только о статистике охватов публикаций, хотя, конечно, это тоже важная часть. Если в работе используется платное продвижение и реклама, то SMM менеджер должен отслеживать целевые показатели по ним и в случае необходимости вносить коррективы.

2. Реализация маркетинговой функции в социальных сетях:

• Создание контента. Это основное и одно из наиболее трудоёмких направлений в работе SMM менеджера. Однако оно не должно вводить в заблуждение. Контент сам по себе не является самодостаточным, он необходим для продвижения товаров и услуг. Важно всегда помнить, как каждый пост повлияет на интерес к продвигаемому бренду.
• Развитие сообществ. В данном случае подразумевается целый комплекс мероприятий, которые способствуют привлечению аудитории к аккаунту бренда. Это и платное продвижение постов, и конкурсы, и перекрестное промо с другими группами и пабликами, и управление диалогами под постами, а также модерация. В ход должны идти все доступные инструменты, чтобы увеличивать число поклонников бленда.
• Привлечение трафика. Социальные сети потихоньку идут к тому, что продажи можно будет осуществлять прямо в них, но пока этого не случилось, то в задачи SMM менеджера входит формирование и перенаправление потока пользователей на другие онлайн площадки компании, где уже пользователи могут совершить покупку. Пользуясь маркетинговым сленгом, можно сказать, что задача СММщика «греть» аудиторию клиентов, чтобы теплые лиды уже приходили на сайт компании за покупками.

Основные задачи и обязанности СММ-менеджера

Объем работ в специальности social media marketing сильно зависит от масштаба бизнеса компании и её сферы деятельности. К тому же каждый работодатель по-своему может определять ключевые обязанности СММ-менеджера и требования к нему. Но в общем случае задачи и обязанности СММщика в должностной инструкции выглядят следующим образом.

Основные задачи:

• Продвижение бренда среди целевой аудитории в выбранных соцсетях;
• Формирование и развитие сообщества поклонников бренда, организация общения внутри группы;
• Определение стратегии и выбор инструментов для работы в социальных сетях;
• Анализ своей работы и мониторинг деятельности конкурентов в социальных медиа;
• Изучение новых трендов продвижения в социальных сетях и появляющихся новых инструментов.

Обязанности СММ-специалиста:

• Разрабатывать стратегию продвижения бренда в социальных сетях и защищать её перед руководством;
• Планировать активность в социальных сетях, создавать контент-планы, координировать действия со смежными подразделениями компании;
• Управлять аккаунтами в социальных сетях через наполнение их контентом и регулярное обновление;
• Разрабатывать активность по вовлечению аудитории в сообщество бренда и реализовывать её;
• Продвигать товары и услуги через доступные инструменты в социальных сетях;
• Поддерживать взаимодействие с пользователями, поддерживать диалоги, модерировать комментарии в случае необходимости, вести переписку через сервисы личных сообщений;
• Анализировать осуществляемую активность и результаты работы по каждому аккаунту, вносить коррективы в случае необходимости;
• Следить за трендами в продвижении, за появлением новых инструментов и технологий работы в социальных сетях.
• Управлять работой подчиненных, подбирать в случае необходимости подрядчиков, ставить им задачи, контролировать их выполнение и осуществлять приёмку результатов;
• Контролировать расходы бюджета на год по своему направлению работы;
• Периодически проводить оценку эффективности работы по утвержденным ключевым показателям в различных временных разрезах, в том числе за год, и подготавливать отчеты о своей деятельности для руководства.

В завершение следует отметить, что несмотря на кажущееся обилие на рынке кандидатов, которые предлагают свои услуги в качестве СММ-менеджера, выбора у компаний не так уж и много. У работодателей востребованы те специалисты, которые могут не просто постить пусть даже интересный контент, а именно использовать весь ресурс социальных сетей для формирования спроса на предлагаемые товары и услуги и таким образом увеличивать целевой трафик на коммерческие интернет площадки, где пользователи могут приобрести продвигаемый бренд.

Получить все необходимые компетенции и стать таким ценным для компаний SMM-менеджером можно, пройдя обучение на практической программе по Цифровой стратегии в маркетинге, реализуемой Высшей школой маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ. Приходите учиться и через практику получите современную и востребованную профессию SMM-менеджера.

Читайте также

  1. Маркетинговый план в бизнесе
  2. Как начать работать в сфере SMM?
  3. SMM продвижение. Что такое маркетинг в социальных сетях?