Пути инвестирования денежных средств представителями среднего класса
В мае-июне 2008 г. Лаборатория управления рынком Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ провела исследование психологических факторов, определяющих потребительское поведение россиян среднего класса на рынке финансовых услуг. Результаты исследования позволяют понять структуру мотивационных ценностей россиян и благодаря целенаправленным маркетинговым коммуникациям влиять на потребительское поведение на рынке российских финансовых услуг. Идея, методология и анализ исследования были разработаны в Лаборатории управления я рынком руководителями Лаборатории Владимиром Домниным и Татьяной Комиссаровой.
В мае-июне 2008 г. Лаборатория управления рынком Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ провела исследование психологических факторов, определяющих потребительское поведение россиян среднего класса на рынке финансовых услуг. Результаты исследования позволяют понять структуру мотивационных ценностей россиян и благодаря целенаправленным маркетинговым коммуникациям влиять на потребительское поведение на рынке российских финансовых услуг. Идея, методология и анализ исследования были разработаны в Лаборатории управления я рынком руководителями Лаборатории Владимиром Домниным и Татьяной Комиссаровой. Результаты исследования будут интересны компаниям, которые ищут дополнительные возможности для увеличения денежных потоков за счет привлечения новых клиентов, желают избежать ряда маркетинговых ошибок при разработке брендов, программ коммуникаций с потребителями финансовых услуг.
Участниками исследования были жители г. Москва. Выбор региона, в первую очередь, определялся как большим количеством пользователей исследуемых финансовых инструментов, так и, сформированным личным опытом и системой оценок для каждого финансового инструмента. Финансовые инструменты для исследования были выбраны по результатам опроса экспертов и относятся к инструментам долгосрочного инвестирования денежных средств. Банковские инструменты не были включены в исследования ввиду того, что такие исследования проводятся регулярно крупными российскими банками.
Так, объектами исследования стали:
1. Паевые инвестиционные фонды (ПИФ);
2. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
3. Долгосрочное страхование жизни (ДСЖ).
Респонденты отбирались по региону, полу, возрасту, доходу, а также, по пользованию финансовой услугой в настоящее время или намерению воспользоваться услугой до конца этого года.
Результаты исследования
Полученные данные представлены в следующем разрезе:
- По ПИФам, НПФ, ДСЖ;
- Описание потребности, мотивов, выгоды, причин отказа респондентов от услуг по каждой услуге;
- Описание потребности, мотивов, выгоды, причин отказа респондентов от услуг по каждой услуге по двум группам респондентов: намеревающиеся воспользоваться до конца года и пользователи услуги;
- Представление об «идеальной» компании, предоставляющей финансовую услугу (ожидания) и компании, вызывающей «наибольшие опасения»;
- Использование потребителями конкретной услуги, например ПИФа, других услуг;
- Сводная таблица коэффициентов корреляций и многомерное шкалирование по всем финансовым услугам;
- «Психологический паспорт» восприятия потребителем каждой финансовой услуги.
Метод сбора данных и полевые работы
В качестве метода сбора данных был выбран онлайн опрос, позволяющий оперативно и точно собирать необходимые сведения, контролировать процесс их сбора и получать данные в структурированном виде.
Сбор информации проводился одновременно на сайте журнала (www.smartmoney.ru), где был размещен вопрос: «Какие финансовые услуги наиболее актуальны для Вас?». В опросе участвовали 2411 человек.
Таблица №1. Данные опроса на сайте Smartmoney
Какие финансовые услуги наиболее актуальны для Вас?
Банковские вклады (депозиты) | 27% |
Кредитование частных лиц | 23% |
Паевые инвестиционные фонды | 18% |
Негосударственное пенсионное страхование | 10% |
Другое | 9% |
Страхование жизни | 8% |
Общие фонды банковского управления | 4% |
Структурированный сбор данных проводила компания OMI, с использованием программы Net-MR, где респондентам задавались вопросы о восприятии и оценке параметров финансовых услуг. Открытые вопросы были направленные на описание потребностей, мотивов, выгод и причин отказа от финансовой услуги. Вопросы о выгодах и причинах отказа позволяли респондентам назвать до трех вариантов ответа.
Всем респондентам первым задавался один открытый вопрос «Чего Вам сейчас не хватает, чтобы чувствовать уверенность в завтрашнем дне?»
Было опрошено 180 респондентов, из них 48% женщин и 52% мужчин в соответствии с квотами, соответствующими основным социально-демографическим показателям этих жителей г. Москвы. Возраст респондентов 28-45 лет для ПИФов, 35-55 лет для потребителей услуг негосударственных пенсионных фондов и услуг страхования жизни.
Методика обработки данных
Ответы на открытые вопросы анализировались и классифицировались вручную по типу и характеру высказываний респондентов. Кроме того, после удаления заведомо неправильных ответов и исправления орфографических ошибок с помощью психолингвистической компьютерной программы «ВААЛ» (http://www.vaal.ru) был проведен комплексный контент-анализ ответов по 160-ти психологическим параметрам.
Область максимальных потребительских предпочтений (наибольшей привлекательности) и область наибольших опасений измерялась по 15-ти двухполярным шкалам личностного семантического дифференциала с последующим факторным анализом и проецированием полученных данных в семантическое пространство Тезауруса личностных черт. Масштабная работа по созданию Тезауруса была выполнена под руководством доктора психологических наук, профессора А. Г. Шмелева, о подробностях этой работы можно прочесть в его книге «Психодиагностика личностных черт» (СПб.: Речь, 2002.). Более подробно с особенностями данной методики можно ознакомиться в статье Домнина В. Н. «Семантический код бренда» (Бренд-менеджмент. 2006. №4) или в полной версии пресс-релиза об исследовании типичных черт национальных характеров, проведенного Лабораторией управления рынком от 4 декабря 2007 г. (marketing.hse.ru).
Обработка и анализ дынных были выполнены сотрудниками Лаборатории управления рынком Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ.
О Высшей школе маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ
Высшая школа маркетинга и развития бизнеса Государственного университета Высшей школы экономики (ВШМРБ ГУ-ВШЭ) создана в 2005 году, декан Школы Татьяна Комиссарова. Возрастающая конкуренция заставляет бизнес думать об управлении своими рынками, поэтому, программы обучения Школы построены на маркетинговых концепциях: маркетинг как инструмент создания стоимости компании (за счет маркетинговых активов), создание и управление потребительскими ценностями на рынке и увеличение прибыли.
Основная задача Школы обеспечить российских специалистов методологией работы на высококонкурентный рынках, создать площадку для общения профессионалов. Более подробную информацию о деятельности Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ можно найти на сайте: marketing.hse.ru.
О Лаборатории «Управление рынком» Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ
Лаборатория «Управление рынком» создана в 2007 г. в Высшей школе маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ для работы по направлениям:
- аккумулирование маркетинговых знаний (моделей, методик), проверки гипотез, подтверждение или опровержение распространенных маркетинговых стереотипов;
- создание инструментов, в основе которых лежат особенности российских потребителей и рынка, прогноз потребительских тенденций, трендов на российских рынках;
- систематизация опыта применения инструментов (анализа и оценки) в практике российского бизнеса, выявление неочевидных зависимостей между успехом (или провалом) компаний и маркетинговой деятельностью;
- проведение оценки маркетинговых активов компании - пула лояльных потребителей, бренда, репутации, сетей распределения, качества персонала.
Руководство Лаборатории: Научный руководитель - Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса, партнер компании «Solution Tree», эксперт по стратегиям развития рынка (market development strategy), соавтор учебника «Маркетинг», первое российское издание (2001), научный редактор переводных книг по стратегиям развития рынка и управление потребителями (2007).
Руководитель - Владимир Домнин, консультант по брендингу, главный редактор журнала «Бренд-менеджмент», автор книги «Брендинг: новые технологии в России» (2002, 2004), научный редактор 10-ти переводных книг по бренд-менеджменту. Заместитель руководителя - Андрей Мамонтов, главный эксперт компании «Мамонтов и Партнеры», автор бестселлеров «Практический PR» и «PR на 100%» (в соавторстве).