• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Какие инструменты используются в работе маркетолога?

В настоящее время инструментов для ведения digital-проектов сейчас великое множество. Разберем их более подробно.

Содержание:

  1. Какие бывают инструменты?
  2. Зачем их используют?

Инструменты маркетолога не ограничиваются его основной специализацией. В современных условиях специалисту практически невозможно строить эффективную работу без вспомогательных средств, главный из которых, конечно, — ноутбук. И хотя компьютерные приложения открывают новые возможности для автоматизации, это не значит, что цифровые технологии подменяют собой маркетолога. Верно также и то, что продвинутый пользователь одного сервиса или даже нескольких не становится автоматически профессионалом в сфере маркетинга. Например, таргетолог, контент- или SMM-специалист могут быть хороши в использовании вспомогательных инструментов в своём узком направлении, но не целиком в маркетинговой функции, которая значительно многограннее. 

Применение широкого набора программных продуктов в маркетинге получило даже отдельное название — «мартех». В данной статье рассмотрим вспомогательные средства, которые помогают маркетологу справляться с задачами и успевать делать больше для бизнеса компании.   

Инструменты работы маркетолога

Какие бывают инструменты?

Существует огромное множество различных сервисов, адресованных маркетологам. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. С другой стороны, у каждого специалиста могут быть свои требования и предпочтения к приложениям. Поэтому не будем перечислять и разбирать каждый отдельный сервис. Оставим читателям самостоятельно определить, какой из них хороший и полезный, а какой — нет. Лишь обозначим список существующих видов инструментов, созданных в помощь маркетологам.  

Надо отметить, что обычно хорошие приложения закрывают очень ограниченную функциональность. Поэтому все сервисы можно разделить на восемь групп, каждая из которых представляет определенное направление маркетинговой деятельности. 
 

1. Проектное управление маркетинга. Это набор программных инструментов для проектирования кампаний, формирования бюджетов, реализации и контроля по срокам и событиям. Также отдельные приложения помогают проводить предварительный мониторинг сетевых ресурсов конкурентов, а также другие полезные онлайн исследования.
2. Системы взаимодействия с клиентами. В основе данных программных решений находятся системы CRM. Они позволяют собирать данные и вести учёт всех взаимодействий с клиентами. Помимо собственных функций, CRM обеспечивают интеграцию многочисленных дополнений, которые расширяют возможности платформы. К ним относятся:
• Пошаговое создание пути клиента на основе совершаемых им действий;
• Отслеживание поведения потребителей, которое включает просмотр целевых интернет страниц или лендингов, реакцию на электронные рассылки, таргетированные предложения и т.д.
• Лид-менеджмент — автоматический сбор информации о новых пользователях, развитии их заинтересованности и скоринг вероятности совершения ими покупки.
• Управление автоматическими сообщениями для клиентов.
• Отчётность и аналитика.
3. Верификация клиентов. Для задач маркетинга помимо сбора не менее важной является задача проверки, получаемых данных от пользователей. Инструменты автоматизации помогают улучшать качество собираемой информации. Кроме того, ряд приложений помимо верификации пользователей позволяют обогатить данные о клиентах дополнительными деталями, которые в свою очередь расширяют возможности бизнеса для точек контакта.
4. Анализ и сегментация потребителей. Хотя в большинстве CRM систем есть функционал аналитики и разбивки массива потребителей по разным поведенческим признакам, специфика деятельности компании может потребовать более глубокий анализ особенностей клиентов. Данная группа приложений предлагает более диверсифицированный набор фильтров для сортировки и многомерную сегментацию. Получаемый в результате аналитический материал даёт возможность маркетингу точнее конструировать предложения для отдельных узких групп потребителей. 
5. Генерация лидов. Приложения этой группы помогают автоматизировать процесс построения карты маршрутов клиентов и увеличивать конверсию на каждом его этапе. Отдельно стоит отметить функцию квалификационной  оценки потенциальных потребителей, которая помогает определить целесообразность дальнейших маркетинговых усилий в отношении каждого из них. Отсеивая неперспективных пользователей, данные сервисы позволяют снизить неэффективные затраты, одновременно направляя фокус внимания на тех, кто может принести компании доход. 
6. Менеджмент кампаний по продвижению. Существующие приложения помогают маркетологам организовывать автоматические интерактивные чаты, отправку электронных и смс сообщений, публикации в социальных сетях, а также сбор отзывов и других упоминаний бренда в сети. Подобные решения упрощают отслеживание реакций пользователей, оптимизируют работу службы поддержки и значительно сокращают время реагирования на недовольные отзывы потребителей.
7. Удержание клиентов. Данная группа программных решений помогает автоматизировать интернет-рекламу для существующих клиентов, используя данные об их интересах, отправку персонализированных электронных писем, SMS и push-уведомлений.
8. Измерение результатов. Специализированные приложения сквозной аналитики позволяют отслеживать набор важных для решения задач маркетинговой кампании метрик. Кроме автоматизации сбора статистики по заданным параметрам, данные системы помогают совершенствовать усилия по продвижению и сравнивать между собой результаты разных рекламных кампаний.

Помимо перечисленного выше списка различных программных продуктов, которые автоматизируют трудоёмкие процессы в маркетинге, существует множество онлайн платформ, предназначенных для оптимизации отдельных работ. Они не освобождают маркетолога полностью, но полезны, особенно в отсутствии необходимой квалификации, для создания контента, дизайна и посадочных интернет-страниц. Например, проверяют тексты, обрабатывают фотографии, подготавливают инфографику, мемы, GIF-файлы, помогают монтировать видео и накладывать на него эффекты и т.д.

Зачем их используют?

Специализированные программные продукты упрощают маркетологу выполнение стоящих перед ним задач. С их помощью можно либо сократить затрачиваемое время на выполнение работы, либо улучшить качество получаемого результата, либо и то и другое одновременно. Само по себе уже немало, особенно, если учесть загруженность маркетолога в современных условиях. 

Помимо этого, есть ещё несколько причин, чтобы использовать вспомогательные средства в маркетинге. Вот они:
 

1. Высвобождают время и ресурсы для решения других важных задач и проектов. В целом повышает производительность сотрудников, занятых в маркетинговой функции.
2.Технологии позволяют делать рутинные работы точнее и эффективнее, что в итоге благоприятно сказывается на результативности маркетинга, а значит приносит больше лидов и увеличивает конверсию. 
3. Использование отдельных вспомогательных инструментов может стать поводом, чтобы начать квалифицировано собирать данные о клиентах и перевести бизнес на data-driven маркетинг.
4. Применение и интеграция сразу нескольких приложений на больших массивах данных исключает влияние человеческого фактора и, соответственно, появление ошибок.
5. Использование аналитических инструментов улучшает качество принимаемых решений, что приводит к росту эффективности взаимодействия с клиентами. В результате растёт лояльность потребителей, а значит, и показатель их пожизненной ценности. В итоге растёт коэффициент возврата на маркетинговые инвестиции.  

Использование отдельных вспомогательных инструментов может дать положительный точечный эффект в работе маркетолога, но этого недостаточно для комплексного решения стратегических задач в маркетинге. Чтобы выйти на новый уровень профессиональных компетенций, необходимо владение широким кругозором инструментов для повышения прибыльности бизнеса компании. Впрочем, это касается не только мартеха. Получить навыки современного маркетинга можно на программе профессиональной переподготовки «Цифровая стратегия в маркетинге» Центра развития компетенций в маркетинге НИУ ВШЭ.

Курс "Автоматизации маркетинга"

Читайте также

  1. О профессии digital-маркетолог
  2. Цель деятельности маркетолога в компании
  3. Поведенческий маркетинг: определение, задачи и инструменты